Реконструкция улицы Софиевской в Одессе стартовала 22 марта 2019 года. Во время ремонта тут должны были полностью заменить все элементы трамвайной инфраструктуры – и пути, и контактную сеть. Ремонтные работы на Софиевской – один из этапов реконструкции трамвайной инфраструктуры трассы магистрального трамвайного маршрута «Север – Юг», который в обычном режиме планировали запустить еще в начале текущего года.
Как рассказал 21 ноября заместитель директора городского управления дорожного хозяйства Андрей Сандул, на Софиевской полностью уложены заново все инженерные сети и бесшумное трамвайное полотно. Осталось установить наружное освещение на одном квартале, контактную сеть трамвая и дорожное полотно проезжей части от Ольгиевской до Конной. Также необходимо уложить трамвайные пути в кривой на перекрестке Софиевской и Ольгиевской, выводящие трамвай на спуск Маринеско - здесь пути будут на деревянных шпалах. К концу 2019 года все работы по Софиевской обещают закончить.
Говоря о спуске Маринеско, Сандул отметил, что трамвайные пути там будут уложены по железнодорожной технологии на железобетонных шпалах. Характер ведущихся там дорожных работ предполагает полное перекрытие движения по спуску Маринеско через несколько дней. А завершить весь ремонт, по словам Сандула, обещают в намеченные сроки - до конца марта 2020-го.
Победителем тендера на реконструкцию улицы Софиевской стала одесская компания «Ростдорстрой», которая оценила работы в 161,4 миллиона гривен. Тендерным заданием было предусмотрено устройство трамвайных путей на улице Софиевской по бесшпальной блочной технологии и использованием бесшеечных рельсов, которую называют «технология BKV» – по названию транспортной компании Будапешта, где впервые применили такую технологию. Эта технология в Украину пришла из Чехии и впервые была апробирована во Львове в 1996 году. В Одессу она пришла в середине 2000-х и довольно успешно показала себя во время реконструкций улиц с трамвайными путями.
Заметим, что реконструкция улицы Софиевской носит комплексный характер – меняют не только трамвайные пути (их тут последний раз меняли в 1988 – 90 годах) и дорожное полотно, но и все подземные коммуникации – канализацию, водопровод и другие инженерные сети.
Продолжением улицы Софиевской является спуск Маринеско, к реконструкции которого приступили гораздо позднее.
«Пассажирский транспорт» внимательно следил за ходом работ по реконструкции улицы Софиевской – уже через несколько дней после закрытия улицы на реконструкцию тут начали демонтаж трамвайных рельсов. Изношенные рельсы и бетонные шпалы передали КП «Одесгорэлектротранс». Что касается исторической брусчатки и базальтовой плитки, то их передали на хранение в КП «Городские дороги». Уже к концу июня 2019 года на Софиевской в основном заменили старые инженерные коммуникации – канализацию, газо- и водопровод. Уже в июне разобрали часть трамвайных путей на спуске Маринеско. 10 июля 2019 года реконструкцию Софиевской посещал городской голова Одессы Геннадий Труханов – его подрядчик заверил, что все работы идут по плану и для проезда автомобилей улицу Софиевскую откроют уже в ноябре текущего года.
Что касается реконструкции спуска Маринеско, то тендер по определению подрядчика объявили 20 июля 2019 года. Предварительно работы тут оценили в 72,91 млн. грн. На спуске Маринеско трамвайные пути уложены на обособленном полотне. Поэтому укладывать их решили по традиционной технологии – на бетонные шпалы. Для укладки пути должны использовать рельсы железнодорожного профиля типа Р65. Реконструкция спуска Маринеско также предусматривает замену всех инженерных коммуникаций.
Что касается улицы Софиевской то устройство трамвайных путей тут начали еще в начале августа текущего года. Первым участком, где начали монтаж трамвайных путей стал участок между Преображенской и Торговой. В тоже время, на перекрестке с улицей Торговой все еще продолжались земляные работы. На участке от Торговой продолжали обустройство инженерных сетей.
В начале августа «Пассажирский транспорт» также показал, как выглядел спуск Маринеско перед началом реконструкции. В средине августа состоялся электронный аукцион, который определил подрядчика, который проводит реконструкцию спуска Маринеско. Подрядчиком стала одесская компания «Ростдорстрой», которая предложила за работы по реконструкции спуска Маринеско самую низкую цену – 69,264 млн. грн, что почти на 3,5 млн. грн. дешевле, чем ожидаемая стоимость закупки. Заметим, что цена реконструкции упала именно благодаря электронному аукциону – изначально «Росдорстрой» оценил свои услуги в 72,708 млн. грн., однако чтоб не проиграть ООО «Миколаивбудцентр», значительно снизил цену. Заметим, что разница между предложениями «Миколаивбудцентра» и «Росдорстроя» составляла всего … 1 гривну! Работы на спуске Маринеско стартовали 20 октября 2019 года – согласно с тендерной документацией, конечный срок работ – 31 декабря 2020 года. Однако подрядчик заверил работы тут завершаться до 31 марта 2020 года.
По состоянию на начало октября 2019 года работы по реконструкции улицы Софиевской значительно продвинулись – на тот момент трамвайные пути необходимо было уложить всего в одном квартале. Замена коммуникаций и земляные работы продолжались на участке между Конной и Ольгиевской около Художественного музея. На участке от Преображенской до Конной, где уже были уложены плиты основы, велись работы по сварке и укладке трамвайных рельсов.
Что касается спуска Маринеско, то тут уже через несколько дней после начала реконструкции, проводились работы по демонтажу трамвайных путей. Хотя изначально планировалось, что движение на спуске перекроют, такого не случилось – движение по двум полосам продолжилось.
В конце октября 2019 года на улице Софиевской начали укладку асфальта на проезжей части, таким образом реконструкция вышла на финальную прямую. По состоянию на начала ноября значительный объем работ предстояло выполнить только на небольшом участке возле Художественного музея. На данный момент работы здесь также завершены. Сейчас на улице Софиевской практически завершены все масштабные работы, в частности полностью уложены трамвайные пути. Уже приступили к монтажу трамвайной контактной сети.