На заседании одесского исполкома 27 января еще раз рассмотрели программу развития городского электротранспорта на 2022-2026 гг. Сравнительно с ее первыми вариантами, представленными в конце 2021 года и рассмотренными на заседаниях депутатской комиссии горсовета по вопросам ЖКХ, а затем на сессии городского совета, в новой версии изменили порядок финансирования тендерных процедур, некоторые моменты реконструкции конечной станции трамваев в виде разворотного кольца по улице Паустовского на поселке Котовского, а также относительно закупок электробусов - без изменения их общего количественного плана по закупкам.
После этого программу выносят на ближайшую сессию горсовета.
Запланированный объем финансирования за пять лет составляет 7 миллиардов 221 миллион гривен. Из этих средств 2,1 миллиарда гривен будут взяты в кредит, в основном - в европейских финансовых учреждениях, 455,4 миллиона выделит из собственных средств КП "Одесгорэлектротранс", а еще 4,6 миллиарда - попытаются найти в городском бюджете. За эти деньги предполагается существенно обновить подвижной состав, модернизировать производственную инфраструктуру, запустить новые маршруты электробусов и сделать кое-что для удобства пассажиров.
Трамваи
Всего будут закупать или собирать 25 новых трамваев.
В программу внесена закупка 12 новых многосекционных низкопольных трамваев - тех самых, тендерные процедуры по закупке которых по кредиту Европейского инвестиционного банка идут еще с 2020 года. Это кредит на сумму 20 миллионов евро (почти 620 миллионов гривен по текущему курсу).
Будет продолжена сборка трамваев "Одиссей". В программу заложены три трехсекционных "Одиссей-Макса", что доведет к 2026 году их общее количество до 7 (сейчас три уже на линии и четвертый собирают). Также будут собирать еще 10 обычных "коротких" "Одиссеев" (их общее число достигнет тогда 20 единиц - 9 сейчас на линии, сборка еще одного ожидается еще по тендеру 2020 г.).
Троллейбусы
В проекте программы предусмотрена закупка 15 новых троллейбусов. Это будет впервые с 2018 года, когда завершились поставки троллейбусов по кредиту ЕБРР еще 2015 гг.
Закупать будут 10 сочлененных троллейбусов-"гармошек". Они должны заменить выведенные из эксплуатации в 2019 г. старые сочлененные троллейбусы "ЮМЗ-Т1" и будут работать на самых напряженных маршрутах вроде №7, №8, №9 и №10. Хотя анализ пассажиропотоков показывает, что на самом деле для Одессы таких троллейбусов надо не 10, а хотя бы 20-30.
Также предусмотрена закупка 5 троллейбусов с автономным ходом от аккумуляторов. Это будут троллейбусы стандартной длины 12 метров, которые имеют возможность проехать от 10 до 50 километров от заряда аккумуляторов. Наличие таких троллейбусов вместе с уже имеющимися модели "Шкода-21тр КВП" позволит либо обслуживать некоторые маршруты без контактной сети - например, продлить маршрут №3 до Двух Столбов.
Электробусы
В целом, предполагается закупить 36 электробусов. 30 из них будут закупать за средства кредита ЕИБ по государственной программе "Городской общественный транспорт". А еще 6 - за средства городского бюджета, и вот тут речь идет о "переносе" на 2022 год так и не состоявшейся закупки 6 электробусов в 2021 году.
При этом 6 электробусов за деньги городского бюджета должны пойти на уже работающий в ограниченном режиме маршрут по улице Балковской. А 30 "кредитных" планируют запустить на маршрут на поселок Котовского.
Инфраструктура и спецтехника
В плане обновления инфраструктуры предусмотрена реконструкция трамвайных путей в Суворовском районе - это будет замена трамвайных путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского, тоже за счет европейского кредита на 20 миллионов евро. Также обещают заменить ряд участков подводящих кабельных сетей и контактной сети.
Для более качественного обслуживания электротранспорта предполагается закупка 8 единиц спецтехники - как различных вспомогательных автомобилей, так и трамваев-снегоочистителей. Также планируют купить три механизированных мойки для трамвайных и троллейбусных депо, различные запчасти.
Весь подвижной состав электротранпорта планируют оснастить автоматическими звуковыми информаторами - хотя стоит отметить, что такие автоинформаторы уже стоят на большинстве трамваев и троллейбусов. Предполагается и продолжение установки на самых оживленных остановках электронных табло.
Помимо этого, предусмотрен ремонт объектов инфраструктуры: производственно-бытовых помещений, ремонтных боксов, детской оздоровительной базы отдыха ОГЭТ "Мрия" и другое.