Восстановление после войны: как мировой опыт поможет восстановлению востока Украины?

Источник:  v-variant.com.ua  /  15:37, 23 Июня 2022

Несколько ориентиров от архитекторов

Разрушения, которые претерпевают украинские города Донбасса от российской агрессии беспрецедентны по своим масштабам в современном мире. Сравнить можно только с разрушениями во время Второй мировой войны. «Восточный вариант» взглянул на мировой опыт послевоенного восстановления, чтобы понять, что ждет восток Украины после победы.

Луганщина и Донетчина взяли на себя один из самых тяжелых ударов врага. Но война в Украине закончится, и разрушенные города следует возвращать к жизни. С чего начинать после победы, каков опыт других стран в качественном восстановлении после Второй мировой войны?

Журналисты «Восточного Варианта» послушали мнения украинских архитекторов и их рассказы о зарубежном опыте, которые могут быть применены к послевоенным Донбассу и Приазовью.

Перспективы украинского послевоенного восстановления

В Офисе Президента уже разрабатывают план восстановления разрушенных городов. По словам президента Владимира Зеленского, за восстановление каждого из регионов Украины будет отвечать определенная страна мира.

«Мы начали двусторонние разговоры о восстановлении государства с лидерами стран: Великобритания, Швеция, Испания, несколько других. К примеру, Великобритания уже подтвердила поддержку этой программы, Швеция также подтвердила. Это отдельное лидерство в том или ином регионе нашего государства», — сказал Зеленский.

Великобритания вызвалась отстраивать Киев и Киевскую область, Швеция — Николаевскую область. Что касается Луганщины, руководитель ОВА Сергей Гайдай заявил, что многие страны готовы помочь, особенно государства Балтии. Но договариваться об восстановлении области еще рано — там ведутся невыносимые бои, разрушения увеличиваются с каждым днем.

Зруйнована автостанція Сєвєродонецька

Разрушенная автостанция Северодонецка, фото из Telegram Сергея Гайдая

«Учитывая положение, в котором сейчас находится Донбасс, в первую очередь необходимо возобновление коммуникаций. Дальше — это восстановление застроек. А потом уже дорожная инфраструктура. С учетом того, что уничтожено почти 80% жилищного фонда, на восстановление потребуется не менее 7 лет. Все ценное, в частности, в Мариуполе, уже уничтожено, в том числе драматический театр. Уцелела башня. Все остальное требует восстановления с нуля», — говорит главная дендрологиня города Мариуполь Наталья Гончарова.

Вежа мариуполь

Архитектурная достопримечательность Мариуполя «Вежа», фото до полномасштабного вторжения

В апреле мэр Мариуполя отметил, что на восстановление города понадобится около 10 млрд долларов. Эта цифра может расти.

Городской совет сообщает, что отстроить Мариуполь после освобождения от оккупантов поможет Европейский Союз. В частности, восстановить Драмтеатр в Мариуполе вызвалась Италия. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис заявил, что Греция готова отстроить роддом в Мариуполе.

Япония выделила 13,64 млн долларов международным организациям для восстановления пострадавших от боевых действий территорий Донецкой и Луганской областей, в том числе на инфраструктуру региона.

Брутальность и искусство

А теперь взглянем, как из подобных ситуаций исходили разные города мира.

В английском Ковентри были значительные разрушения после Второй мировой войны. Это был промышленный город и его бомбили именно из-за стратегических объектов. Очень напоминает Донбасс, не правда ли?

«В течение определенного времени Ковентри приходил в упадок. Затем определенные пространства начали восстанавливаться с новыми силами и новым вдохновением», — говорит украинский архитектор, основатель Aranchii Architects Дмитрий Аранчий.

Местные власти английского города в послевоенные времена выкупили землю для того, чтобы быть абсолютным владельцем Ковентри. В результате в центре довольно быстро удалось отстроить общественное пространство. После чего город «ожил».

Современный вид исторического центра Ковентри

Современный вид исторического центра Ковентри Фото Travel Global

Строители в Ковентри сделали ставку на бетон и не прогадали. Бетонные многоэтажки можно было строить довольно быстро, не заморачиваясь над наружным убранством зданий. К тому же это подчеркнуло образ Ковентри как «брутального города».

Конечно, новые дома уже имели такие блага цивилизации, как централизованное отопление, горячую воду, отдельные ванные комнаты и кухни. До войны похвастаться этим могли далеко не все.

Грамотное восстановление превратило Ковентри из простого английского городка в первопроходца в новом стиле архитектуры — брутализме.

Искусство в Ковентри проявляется с тонким юмором, с философским контекстом. В восстановлении люди сохранили оптимизм, дававший надежду на светлое будущее. По словам архитекторов, если провести параллели, то в Киеве после Второй мировой войны были подобные элементы искусства. К примеру, Дворец Украина имеет общие черты с университетом Ковентри.

Университет в Ковентри

Университет в Ковентри

Дворец Украина в Киеве

Бетон, как основа, прямые выразительные линии и четкие контуры — главные признаки «брутализма».

Сохранение исторических ценностей имеет значение

Еще одним примером для Украины по восстановлению городов может стать французский Гавр. Город расположен на севере Франции и был разрушен на 80% во время Второй мировой войны. Уцелели только два здания.

Гавр

Гавр сейчас. Фото Travel Global

При восстановлении Гавра был создан Комитет по градостроительству. Планы восстановления предлагали архитекторы. Один из них отличался экстравагантными идеями, среди которых поднять город на 6 метров от земли для того, чтобы снизу ездил подземный транспорт, а сверху была комфортная пешеходная территория. Но такую идею не согласовали. Однако в целом к архитекторам прислушались и их мнение по восстановлению Гавра было на первом месте.

Там не придерживались устоявшейся до сих пор градостроительной структуры и восстанавливали архитектурные объекты согласно новым трендам.

«Новые здания строили из железобетона, хотя до этого город был из камня и кирпича. Приняли решение, что построят город с новой структурой, с новыми строительными материалами и в той стилистике, которая была максимально популярной на то время», — говорит креативная директорка Архитектурного Бюро AIMM Анна Искиердо.

Такая схема может быть приемлемой для полностью уничтоженных украинских городов, но следует учесть, что восстановление архитектурных построек должно быть с сохранением исторической ценности. Например, в Гавре главный собор города за последние 200 лет отстраивали трижды. И каждый раз по-новому.

Согласно опросу местных жителей, их все устраивает, и изменение вида здания людям нравится. Однако эксперты отмечают, что в результате восстановления утрачена историческая идентичность этого собора.

Всё зависит от местных жителей

Варшава отличилась тем, что реконструировала старые постройки и сохранила их идентичность. Теперь польская столица имеет самый новый старый город в Европе с собором 1956 года и Королевским дворцом 1974/1988 годов.

Отстроенный Королевский дворец Варшавы и другие исторические достопримечательности

Отстроенный Королевский дворец Варшавы и другие исторические достопримечательности, скриншот из презентации Анны Кирий

По разным оценкам, Варшаву разрушили в среднем на 80%. Во время послевоенного восстановления многие считали, что экономической выгоды в создании копии старого города не было. Поэтому все зависело от местных жителей, которые инициировали именно такое восстановление и даже собирали средства на строительные материалы.

Варшава до восстановления

Варшава до восстановления. Фото Газета.юа

После освобождения города люди ехали домой, и их не останавливал даже запрет на возвращение. Местные жили на руинах и своими силами отстраивали город. Они делали все для того, чтобы Варшава стала еще красивее, чем раньше.

«Это о символах, о людях, о связях друг с другом и об истории, связывающей людей с этим городом. Это энергия, которую ничем нельзя остановить», — говорит об этом опыте заместительница главы в Архитектурной Палате НСАУ Анна Кирий.

Слаженность упростит восстановление

Еще одной подсказкой из опыта восстановления Варшавы является подготовленный перечень проблем, которые учли во время работ. Это может быть нехватка зеленых насаждений, расфокусированность города.

С 1936 по 1941 год была большая плотность застройки и почти не было пространства для мест общественного отдыха. Варшаву отстроили по-новому с меньшей плотностью — вернулись к структуре средневекового города.

Когда началось восстановление, мэром города стал архитектор, до этого бывший градостроителем. С его приходом на должность в одном помещении работало 1500 человек, из которых около 900 — это архитекторы, технические инженеры, специалисты исторического наследия. Все эти специалисты одновременно были нацелены на общий результат. Такая слаженность и общая цель привели к качественному восстановлению Варшавы.

В Украине отрабатывают схожее направление. Министерство регионального развития вместе со всеми военными администрациями и громадами создает каталог с перечнем поврежденной инфраструктуры каждой области. Также украинские архитекторы проводят планировку каждого региона для будущего восстановления.

Негативный опыт — тоже опыт

В упомянутом выше восстановлении города Ковентри довольно многое не было учтено. Одним из недостатков стало существенное увеличение интенсивности автомобильного движения, что сделало город неудобным для пешеходов.

«Структура собственности сделала возможным не только создание общественных пространств, но и превратила Ковентри в автомобилецентрическую единицу — это был город, в котором производили автомобили, город для автомобилей и город, в котором начали ездить на автомобилях. С современной точки зрения урбанистических стратегий и удобного для людей города, так мы не должны делать», — говорит Дмитрий Аранчий.

Другими словами, пешеходы и автомобилисты должны иметь равные условия в городе, а власти должны соблюдать баланс во время восстановления.

Вторым минусом стало то, что центр английского города наполнился лавками и маленькими торговыми точками. Архитекторы создали огромные переходы в торговые центры, которые были усеяны коммерсантами. Ковентри стало перенасыщено коммерцией.

Временные решения также являются большим недостатком. В частности, в Варшаве восстановление проходило без какого-либо финансирования и людям предоставляли только временные финские домики, в которых они проживают до сих пор.

Временные финские домики в районе Уяздув, в которых до сих пор живут люди

Временные финские домики в районе Уяздув, в которых до сих пор живут люди. Фото Яцек Вайщак

По мнению архитекторов, временное жилье не решает проблему, и во время восстановления украинских городов его не должно быть. Отметим, что в некоторых городах Украины уже начали строить временные домики для вынужденных переселенцев.

Вот такие временные домики возводят во Львове

Вот такие временные домики возводят во Львове. Фото со страницы мэра Львова Андрея Садового

Еще одним недостатком может стать большое количество некачественного восстановления. К примеру, в Ковентри быстро настроили много жилья, большинство которого уже снесли.

На что ориентироваться при восстановлении украинских городов?

По мнению украинской архитекторки Даши Спицкой, после завершения военных действий и деоккупации захваченных россиянами территорий, процесс восстановления нужно начинать с аудита, чтобы понять масштабы разрушений. Затем проводить работу по генеральному плану восстановления. То есть нужно понять, останутся ли города такими, как они были или нужна перепланировка.

«Главная цель каждой перепланировки — это понимание, что было хорошего в индустрии, в железнодорожном сообщении. Но нужно подумать о жилье, о развитии и использовать новые стандарты проектирования городов», — говорит Даша Спицкая.

Время восстановления Луганской и Донецкой областей зависит от финансирования и скорости работы институтов. Оценка архитектора:

«Из опыта Японии — город Хиросима был отстроен за 12 лет. Это было восстановление основной части, и затем он достраивался. Так же Берлин был разрушен и отстраивался чуть ли не 20 лет. Сейчас более новые технологии, но для восстановления Донбасса нам нужно закладывать минимум 5 лет для составляющих первой необходимости, а дальше будет развитие».

Что касается восстановления драмтеатра в городе Мариуполь, по мнению архитекторки, нужно сохранить часть разрушений. Даша Спицкая говорит:

«Я считаю, что его нужно отстроить, но оставить какую-то часть обломков, чтобы показать, каким он был и каким он стал, когда мы уже туда ходим. Возможно эту часть накрыть стеклом или чем-нибудь современным. Нужен контраст. Город имеет много шрамов, и я считаю, что нужно это показать. Здесь уже выбор — показать это на примере театра или, возможно, другого сооружения».

Цену такого восстановления определить очень трудно. Даша Спицкая приводит приблизительные расчеты: 600 млрд долларов на всю Украину, как минимум 1/5 часть — на Донбасс. Но до победы цифра может сильно измениться.

В заключение выделяем несколько ключевых факторов, которые помогут более эффективно отстроить разрушенные войной города на востоке нашей страны. Как быстро и правильно это сделать?

Несколько ориентиров от архитекторов:

  • ориентироваться на людей и их комфорт;
  • сосуществовать с природой;
  • создать качественные и удобные общественные пространства;
  • пытаться сохранить историческое наследие;
  • стратегически планировать восстановление, то есть делать быстро, но не что попало;
  • иметь политическую свободу и сплоченность граждан и власти;
  • ориентироваться на искусство, которое поможет создать культурное развитие;
  • создать общие проекты, которые сплотят специалистов разного профиля для достижения общих целей;
  • доверять своим суждениям и не копировать опыт других стран.
Наверх