Пришедшая с началом лета в Одессу жара вызвала неожиданный побочный эффект. Битумная смесь, которой заливают трещины в дорожном полотне, на некоторых улицах внезапно «потекла». В управлении дорожного хозяйства мэрии (УДХ) заявили тогда, что подрядчики, наделавшие делов, сами все исправят, а битум отправят в лабораторию. Рассказываем, чем все кончилось.
В начале июня расплавленный битум на одесских дорогах наделал много шуму. Сначала в Сети ежедневно появлялись видео, как автомобили, катаясь по липкому, растаскивали битум по городским улицам, а затем, как неизвестные люди на самосвалах прямо на ходу посыпают песком поплывшие дороги.
9 июня ситуация прокомментировали и в мэрии. Начальник управления дорожного хозяйства горсовета Андрей Сандул поведал тогда, что забивание щелей и трещин на дорогах битумом — дело обычное. Дорожники давно практикуют заказ подобных работ. Что пошло не так на этот раз — непонятно. Виновных ищут, а подрядчики, заявил Сандул, самостоятельно стабилизируют битум песчано-гравийной смесью. Причем этот битум обязательно проверят в лаборатории.
«Пушкинская» поинтересовалась в УДХ подрядчиками, которые заливали трещины, суммами, которые им заплатили, результатами лабораторных исследований. Ответ мы получили довольно развернутый, но (спойлер) главного в нем не нашли.
Кто, где и почем разливал в Одессе битум
Официальное название работ, в рамках которых трещины и щели на одесских дорогах заливают специальной мастикой — это «забивание трещин битумом вручную в асфальтобетонных покрытиях». В УДХ, заказывая подобные работы, просто пишут «текущий ремонт улично-дорожной сети города Одессы». Где именно победители торгов будут работать, дорожники не указывают. Пишут лишь сколько погонных метров подрядчик должен отработать.
Дорожники мэрии рассказали нам, что проблемы возникли с улицами, где работали 3 фирмы: ООО «ДСК Автошлях», ДП «Лидер» и компания с говорящим названием ООО «Навекастрой». Договоры с ними заключали весной 2019 и зимой 2020 годов. Три компании должны были поработать на 146 с лишним тысячах погонных метров. Объем работ все выполняли разный и деньги, естественно, тоже получили разные:
- • ООО «ДСК Автошлях» — 3 договора на общую сумму 11,4 миллиона гривен;
- • ДП «Лидер» — 1 договор на 4,94 миллиона, из которых получил он пока только около 2 миллионов;
- • ООО «Навекастрой» — 253,8 тысяч гривен.
Всего битумные работы с подвохом пока обошлись городу в 13,7 миллионов гривен. За эти деньги, исходя из ответа дорожников на наш информационный запрос, подрядчики работали на двух десятках одесских улиц. В основном на магистральных, причем во всех районах города. Больше всего погонных метров отработали на Черноморского Казачества (28 370), Балковской (26 724) и Атамана Головатого (24 115).
Что пошло не так
Перво-наперво в УДХ нам заявили, что полностью разделяют негодование одесситов по поводу «битумной истории». Трещины и щели в дорожном полотне так обрабатывают уже 5-6 лет и никогда проблемы якобы не было. Эта технология, по словам дорожников, позволяет продлить срок эксплуатации дорожного полотна и поддержать его технические характеристики на должном уровне.
Битум заливали в трещины в холодную погоду, а с приходом тепла он расширился и, так сказать, вытек на поверхность. При этом гарантия на подобные работы — год. Так что исправлять ситуацию подрядчики взялись за собственные деньги и якобы даже убрали потом с дорог лишний песок и цемент. Этого мы, признаться, тогда не заметили. Песок на обочинах улиц и вдоль разделительных полос лежал даже 20 июня.
В УДХ пообещали внимательно следить за развитием ситуации и если что — заставят подрядчиков переделать работу, но позже. На Среднефонтанской площади, например, машины еще в июне вырвали битум из широких трещин и ситуацию пока не исправили. Дорожники заверили, что такие работы можно проводить ранней весной или поздней осенью — когда трещины максимально открыты. Так что может еще просто не время.
Главный вопрос — кто виноват
По настоянию УДХ тройка подрядчиков заказала экспертизу использованного ими битума. Делали ее в Киеве, в ГП «ДерждорНДІ». Нам прислали копии этих экспертиз. Проверяли битум на глубину проникновения в него иголки, а еще выяснили температуру его размягчения методом кольца и шара. По мнению экспертов — с битумом все «ок». Это же констатируют и городские дорожники. Так что, видимо, никто и не виноват.
Кстати, в управлении дорожного хозяйства заявили, что за время «битумного кризиса» одесситы им якобы ни разу не жаловались на испорченные автомобили. И вообще, документальных подтверждений, что такие случаи вообще были, тоже нет.
Отметим, что сотрудничество дорожников мэрии с «Навекастрой» было не долгим. Началось в 2019 и тогда же закончилось. Новых заказов для ООО «ДСК Автошлях» после «битумного контракта» мы тоже не нашли. Правда, за 2019-2020 годы фирма успела получить от УДХ заказов на 41 с лишним миллион гривен. А вот у ДП «Лидер» все отлично. Активно работают с мэрией и по сей день. За последние два года «Лидер» получил от дорожников заказов на 188 миллионов.
Автор — Митя Копицкий