Несколько недель назад одесская мэрия анонсировала реставрацию части сохранившихся до наших дней старинных "бельгийских" трамвайных остановок. Как выяснилось на прошедшем 15 июля аппаратном совещании, процесс сдвинулся с мертвой точки.
По словам начальника муниципального управления охраны объектов культурного наследия Павла Остапенко, часть остановок уже отреставрирована, еще на десяток остановок будут выделять средства на ближайшем заседании исполкома. Часть средств может быть выделена из внебюджетных источников за счет "партнера". "В настоящий момент уже отреставрированы 8 "бельгийских" остановок. Еще 10 нуждаются в реставрации. Соответствующее решение о выделении средств управление подготовило для рассмотрения исполкомом в текущем месяце" - заявил Остапенко.
Как отметил Остапенко, работы начались в Суворовском районе - по линии 20-го трамвая. "По инициативе Суворовской райадминистрации начались работы по реставрации "бельгиек" на их территории, где они находятся в чрезвычайно плохом состоянии. Также вызывает оптимизм, что у нас появился партнер, который готов провести реконструкцию части остановок за внебюджетные средства".
Стоимость работ по реставрации одного павильона - около 700 тысяч гривен. Судя по визуализации эскизного проекта, в павильонах будут проводить капитальный ремонт их несущих конструкций, восстанавливать заложенные ранее оконные проемы, устраивать электрическое освещение в павильонах, устанавливать внутри скамейки, а также воссоздавать утраченные архитектурно-декоративные элементы, в том числе металлические фигурные таблички с названиями станций на крышах павильонов.
Ремонтировать будут находящиеся в аварийном или непригодном для эксплуатации остановки по следующим адресам:
- 2-я станция Хаджибейской дороги, остановка "Хаджибейский переулок",
- 3-я станция Хаджибейской дороги, Хаджибейская дорога на углу 3-го Хаджибейского переулка, остановка "Сельхозпредприятие",
- 5-я станция Хаджибейской дороги, остановка "5-я станция",
- 6-я станция Хаджибейской дороги, остановка "Хаджибейский лиман",
- 14-я станция Б. Фонтана, Фонтанская дорога на углу пер. Дачного,
- ул. Дача Ковалевского на углу пер. Монастырского (ул. Дача Ковалевского, 83),
- 8-я станция Б. Фонтана, Фонтанская дорога,
- 15-я станция Б. Фонтана, Фонтанская дорога,
- ул. Чернышевского, между переулком Вокзальным и железнодорожным переездом.
- Французский бульвар 89 - после подготовки документов о принятии этого перестроенного в жилой дом павильона в коммунальную собственность.
Типовые остановки электрического трамвая строились в Одессе в 1911-1915 годах за средства бельгийского "Анонимного общества" - инвестора и первоначального собственника трамвайной системы. Архитектором остановок был Адольф Минкус, который создал их в стиле геометрического модерна.
Старые остановочные павильоны, сохранились, в основном, на линиях по Большому Фонтану и к Хаджибейскому лиману. В частности, каменные остановочные павильоны "работают" по первоначальному назначению на 8-й, 14-й, 15-й станциях Фонтана, на Даче Ковалевского у монастыря, а также по Люстдорфской дороге у 2-го Христианского кладбища. По линии 20-го трамвая имеется "бельгийский" павильон на остановке "Сельхозпредприятие" и на конечной станции у лимана. Еще два таких павильона, на 5-й и на бывшей 3-й станции Хаджибейской дороги стоят полуразрушенными. Павильон в конце спуска Маринеско занят диспетчерской троллейбусной конечной остановки и проходит капитальный ремонт.
Кроме того, в Одессе, как минимум, три бельгийских остановочных павильона перестроены в жилые дома - около конечной трамвая у 411-й Батареи, в конце Французского бульвара и на улице Чубаевской. Еще один павильон в Аркадии стал элементом ресторана. А самый большой павильон "вокзального" типа с сохранившейся эмблемой "Бельгийского общества" в виде переплетенных букв О и Т стоит на конечной станции в Херсонском сквере. Сохранились и павильоны в парке Шевченко.
По официальным данным, архитектурный комплекс "бельгийских" трамвайных остановок в Одессе насчитывает 18 павильонов остановок трамваев. 5 павильонов являются памятниками архитектуры и градостроительства местного значения , 13 - нововыявленными объектами культурного наследия, а также исторические здания депо, подстанций, мосты и другое. В коммунальной собственности сегодня находится 14 "бельгийских" остановок.