Многолетняя мечта севастопольцев о соединении двух разделенных водой частей города может осуществиться. Во время общения с новоизбранными губернаторами президент Владимир Путин попросил главу Севастополя Дмитрия Овсянникова предоставить проект тоннеля под Севастопольской бухтой.
Все, кто был в Севастополе, знают, что бухта, вползающая длинным языком в самый центр города-героя, — это не только самое удобное место для стоянок кораблей, но и целый ряд транспортных проблем, связанных с тем, что проезд с Южного берега бухты на Северную сторону занимает от сорока минут до часа. Что в условиях компактного в общем-то города — очень неудобно. До XIX века на Северной стороне вообще не было жилых строений — только фортификационные и портовые сооружения. Но сейчас это полноценный округ города, с жилыми микрорайонами, парками, больницами. И жителям Северной стороны зачастую приходится добираться на работу в центр города, как москвичам, — не менее часа.
К тому же если говорить о развитии города, то Севастополь на данный момент может расти только на север: с юга он подперт горами. В общем, идея соединения двух частей одного города в воздухе витала давно. Команда «народного мэра» Алексея Чалого еще в 2014 году говорила о том, что необходимо строительство авто- и железнодорожного моста через Севастопольскую бухту. Идея же тоннеля серьезно до сих пор не обсуждалась.
Стоимость проекта, по предварительным расчетам, может составить не менее пяти миллиардов рублей. Аналогичный проект, на который ссылаются специалисты — тоннель «Мармара», проложенный под проливом Босфор, — встал турецкой стороне тоже в 5 миллиардов, но только долларов. Правда, Севастопольская бухта намного уже Босфора: ее ширина составляет около километра. Но даже если строительство обойдется в миллиард долларов, проект очень скоро окупится, считают некоторые.
Член Севастопольского отделения ОНФ Олег Николаев в разговоре с «МК» сообщил, что такой тоннель — это большое дело для города. Он действительно подтолкнет развитие городского пространства на Северной стороне. «Подобный проект обсуждался еще при Советском Союзе, где-то в 60-х годах, и даже были какие-то предпроектные наработки. Но тогда не решились его строить. Много говорили о том, что надо построить мост. Но тоже дальше слов не пошло», — рассказал он. Но, по его словам, для такого строительства Севастополю нужна федеральная помощь.
— Город не осилит этот проект, потому что у нас на сегодняшний день — дефицитный бюджет, он покрывается за счет федеральных дотаций. Поэтому это могут быть исключительно федеральные деньги. И, на мой взгляд, за 5 миллиардов рублей нельзя построить такое грандиозное сооружение. Все аналоги, которые существуют в мире, гораздо дороже.
— Мы в среду впервые услышали, что такой проект решения транспортной проблемы Севастополя снова поднимается. И какая будет реакция со стороны законодателей и общественности, мы еще не знаем. Но мне кажется, что любой севастополец этот проект поддержит, потому что он действительно полезный. Вопрос: сколько это будет стоить? И второй: возможно ли его осуществить в принципе? Говорили, что там большая глубина, есть разломы… Нужно проводить исследования.