С конца 2017 года длилась судебная тяжба по "делу Краяна" - расследованию покупки админздания завода "Краян" для размещения в нем кучи департаментов горсовета и городского же центра административных услуг за 185 миллионов гривен. Новые государственные органы в лице НАБУ (Национального антикоррупционного бюро) и САП (Специализированной антикоррупционной прокуратуры) посчитали эту цену завышенной, и очень сильно. В основном, это базировалось на "цепочке" предыдущих перепродаж этого же здания на улице Косовской, когда фигурировала цена около 11 миллионов за все. Согласитесь, разница между суммой в 11 миллионов и 185 миллионов есть, и она таки немалая.
Почему взялись очень низкие суммы "в начале"? Совершенно очевидно, учитывая насквозь пронизанную коррупцией всю государственную систему, что первоначально, при "дерибане" завода "Краян" по кускам в частную собственность, от него по разным плохо сочетающимся с буквой закона схемам "отжимали" здание за зданием, цех за цехом и участок за участком. Но, поскольку любую сделку надо как-то регистрировать, а платили, явно, "черным кэшем", то все оформлялось по самым минимально возможным ставкам, остальное шло "в конверте". А чё, нормальная схема при сделках купли-продажи квартир на вторичном рынке, когда проводится по документам минимальная стоимость, остальное - "зелеными", наличностью.
Теперь немного цифр. В итоге, "Краян" за 185 миллионов купили, если пересчитать, то по 490 долларов за квадратный метр, и потом еще добавили за ремонт. В черте Одессы жилье в новострое обычно стоит слегка дороже - от 550-600 долларов за квадратный метр на той стадии строительства, когда еще нет даже котлована или сама стройка вообще нахалстрой. Если дом уже готов - то сильно дороже. Очень сильно. И еще надо добавить ремонт, капитальный ремонт. То есть, сравнительно с покупкой "кота в мешке", то есть одесского жилого новостроя, чуть дешевле купили готовое здание, которое не грозило развалиться, которое было построено достаточно качественно - завод, работающий в свое время на советский военно-промышленный комплекс, со всеми вытекающими последствиями, строил "для себя".
Теперь еще один момент. Очень много вопросов вызывает процедура оценки. К оценщику у НАБУ и САП возникли вопросы - так как они посчитали озвученную и потом оплаченную цену завышенной. В то же время в Одессе на момент покупки "Краяна" не было подходящих аналогов - то есть, отдельно стоящего здания площадью более 10 тысяч квадратных метров и находящегося не на самой окраине города, где-то в глухой промзоне. Единственным близким аналогом может служить здание "Имэксбанка" на проспекте Гагарина площадью около 12 тысяч квадратных метров - но его выставили на продажу с аукциона после банкротства банка на несколько месяцев позже.
Немного логистики. До покупки "Краяна" одесский горсовет и его департаменты располагались кое-как. В буквальном смысле. В здании на Думской - собственно, сессионный зал, кабинеты мэра и его заместителей и всего пару департаментов. Остальные департаменты и управления размещались по всему историческому центру, в самых разных и разбросанных относительно друг друга помещениях. Их суммарная площадь достигала 40 тысяч квадратных метров. Мало того, за счет переезда на бывший "Краян" и высвобождения имеющихся помещений, горсовет начинает экономить около 15-16 миллионов гривен в год только на оплате коммунальных услуг. И это не считая того, что старые помещения можно либо использовать для других нужд, либо сдавать в аренду, либо продать (по коммерческим расценкам, разумеется).
То есть, идея вывода большинства городских учреждений в одно помещение - изначально здравая, так как самим же одесситам, самим же чиновникам будет гораздо удобнее, когда все рядом. Но даже покупка здания площадью 14 тысяч квадратных метров не решает проблему полностью. Тем более, что к зданию так называемой "новой мэрии" идет всего лишь один маршрут трамвая №10 и дублирующий его маршрут автобуса №121. Добраться туда из районов, где обозначенных маршрутов нет - не очень удобно.
Но хватит говорить о самом здании. Мы, в целом. понимаем. что покупка готовой "коробки" была чуть дешевле покупки самого стремного жилого новостроя в Одессе. Мы понимаем, что была объективная необходимость в новом здании и "концентрации" мэрии в одном комплексе вместо кучи разных помещений. Мы понимаем, что, в итоге, все остались, так или иначе, довольны - в том числе и продавцы, и покупатели, и проводившие все это дело чиновники от мала до велика.
Так вот, с осени 2017 года шел судебный процесс, обвинительной стороной в котором выступал НАБУ и САП. Они требовали вынести для мэра Одессы Труханова приговор в виде 12 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Для Павла Вугельмана просили назначить 11 лет, Алексею Спектору, Владимиру Родионову и Василию Шкрябаю — по 10 лет тюремного срока с конфискацией имущества. Проходящим по этому же делу бизнесменам Игорю Кравченко, Петру Загодиренко и оценщице Галине Богдановой, которые проходили обвиняемыми по делу, прокуратура просила также назначить реальный срок — 11, 10 и 7 лет с конфискацией имущества.
В итоге, суд отказал в удовлетворении иска Специализированной антикоррупционной прокуратуры в лице Валентина Мусияки и Максима Кравченко. И это фактически означает оправдательный приговор для мэра Одессы Геннадия Труханова, его заместителя Павла Вугельмана, директора муниципального департамента коммунальной собственности Алексея Спектора и депутата горсовета Василия Шкрябая - они признаны невиновными. Одним из мотивов, по которым суд не принял во внимание аргументы обвиняющей стороны, стал отвод ряда ключевых доказательств со стороны САП. В частности, суд признал недопустимыми и не соответствующими законодательству сообщение о подозрении мэру Одессы Геннадию Труханову и другим обвиняемым неуполномоченным лицом, а также экспертизу оценки стоимости здания, согласно которой горсовет заплатил за здание на ул. Косовской, 2Д завышенную цену.
Что это значит? Что новосозданные специально для борьбы с коррупцией органы - НАБУ и САП знали, насколько коррумпирована система украинского правосудия. Что НАБУ и САП, представляя масштабы этого, не смогли собрать доказательства и провести всю процедуру таким образом, чтобы комар носа не подточил и чтобы украинский судья не докопался. То есть, НАБУ и САП в самом громком деле, которое, на самом деле, было экзаменом на их профпригодность, оказались совершенно некомпетентными. Были бы компетентными - нашли бы, за что посадить Труханова, как посадили в свое время Аль Капоне за неуплату налогов. Хотя действия Тружанова сравнительно с Аль Капоне - это детские игры в песочнице.
Также возникает ряд вопросов. Почему то же НАБУ никак не расследует деятельность Одесской областной государственной админстрации, которая в 2015-2016-м гг. арендовала для размещения центра админуслуг помещения коммерческого банка в среднем по чуть более чем 100 долларов за квадратный метр, хотя одновременно областной совет подготовил для данной задачи и технически оснастил помещение коммунальной собственности? Почему одесский муниципальный центр админуслуг успешно работает, расширяет спектр предоставляемых услуг, причем по установленным государством тарифам или вообще бесплатно, а аналогичный областной - превратился в фактически коммерческое предприятие, ныне арендующее помещение в обычном торговом центре? Почему НАБУ не судит того председателя ОГА, при котором этот центр сначала был создан и позиционирован как "Дом Юстиции", но затем так и не смог нормально заработать, хотя были потрачены
Полагаю, что ответ на эти и другие вопросы прост. Аллен Прост. Все зависит от того, кто заказывает музыку. Правосудие, как и вся государственная система, в Украине очень избирательны. Карают невиновных и награждают виновных. В Одессе можно арендовать помещение под центр админуслуг за 100 долларов за квадратный метр в месяц, не запустить этот центр полноценно, а потом вообще превратить его в коммерческое предприятие - если твоя фамилия Саакашвили. Но никак нельзя купить для центра админуслуг помещение за менее 500 долларов за квадратный метр (5 месяцев арендной платы) и работать - если твоя фамилия Труханов. Так заставляют думать конкретные действия НАБУ и САП.
Однако, в конкретных действиях одного из упомянутых персонажей, а именно, Михаила Саакашвили, можно увидеть ряд моментов. Во-первых, во время крайне быстрой и крайне напряженной предвыборной кампании он уделяет гораздо больше внимания тому, чтобы "мочить" изо всех сил Труханова, чем продвигать свою партию. Во-вторых, вся общественно-политическая борьба в Одессе свелась к условному противостоянию "Аднан Киван - Геннадий Труханов", хотя за спиной последнего и стоит одиозный строительный бизнесмен Владимир Галантерник. Впрочем, столь же одиозный строительный бизнесмен Аднан Киван прячется за спиной и Михаила Саакашвили, и других политиков, которые, сознательно или неосознанно, действуют в его интересах. Подоплека борьбы проста - идет конкуренция между двумя крупными строительными компаниями за все более сужающийся рынок покупателей "первичной" недвижимости в новостроях. Вот, собственно, и весь смысл всей острой политической борьбы в Одессе - у какой строительной компании купят больше квартир в новостроях. А если не купят - то компания "загнется", так как работает по принципу "финансовой пирамиды".
То есть, "дело Краяна" можно оценивать как имеющее смысл по своей сути, но "шитое белыми нитками" из-за некомпетентности ведущих его детективов. Или же как "заказное" в контексте финансово-строительного противостояния в Одессе. И судьи Малиновского районного суда, действуя строго по букве закона, не могли принять иного решения, чем то, которое было принято. Тем более, что иное решение создавало бы прецедент, крайне опасный для и без того плохо функционирующей государственной машины Украины - когда любого чиновника можно посадить за любое действие.