Украина сделала шаг к использованию современных технологий в транспортной сфере. На днях вступил в силу закон об электронном билете — едином проездном документе для общественного транспорта. "Сегодня" выяснила, в каких городах такой билет будет введен и насколько он будет удобен для пассажиров.
Напомним, е-билет будет представлять собой пластиковую карту либо специальный брелок с чипом, на котором будет определенное число предоплаченных поездок. Они будут считываться с помощью специальных устройств — валидаторов. Авторы закона говорят, что благодаря новшеству получится реально оценить пассажиропотоки на маршрутах и доходы транспортников для обоснования тарифов.
Один из соавторов законопроекта, руководитель КП "Винницакартсервис" Екатерина Бабина, рассказала нам, что первичное внедрение проекта уже начато в Тернополе, а Винница сейчас — на этапе проведения тендера на закупку оборудования. "Тендер планируем завершить летом и начнем установку оборудования в транспорте", — сказала нам Бабина. По ее словам, на этот проект ЕБРР предоставит до 8 млн евро, а из горбюджета будет выделено около 1 млн евро. Она не исключает, что первые е-билеты появятся в Виннице уже с сентября.
"После у нас идет Львов. В этом городе так же, как и мы, запустят проект совместно с ЕБРР. Но во Львове только начинают этот проект — отбирают поставщиков оборудования", — говорит Бабина. Она не исключает, что вопрос с пассажирами-льготниками будет решен просто — им предлагают выдавать е-проездные бесплатно. "Закон обязывает разработать порядок — перед рабочей группой при Мининфраструктуры уже поставлена задача", — уточнила Бабина. При этом авторы законопроекта добавляют, что и сам механизм оплаты проезда еще нуждается в корректировке. Например, если человек оплатит много поездок, то ему могут предложить существенную скидку. А вот столичные власти пока ждут отчетов от транспортников о степени готовности к введению е-билетов. По их результатам уже в ближайшее время будет принято решение о сроке запуска проекта в Киеве.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ. В Тернополе пилотный проект по испытанию новой системы запустили еще в декабре прошлого года. Правда, при запуске привлекли к системе обилечивания кондукторов с валидаторами. "Такая система работает в рамках первого этапа на всем муниципальном транспорте. Сейчас она расширяется на частный транспорт, то есть перевозчики обучаются работе с новинкой, — рассказал нам представитель компании-оператора Виталий Василькив. — Но в муниципальном транспорте уже устанавливаются стационарные валидаторы". Вместе с е-билетом, по словам Василькива, пока остается и наличный расчет. "Но мы идем к тому, что расплатиться с помощью электронного билета по факту будет дешевле за счет бонусов, и надеемся, что пассажиры будут предпочитать электронику наличке", — заверил Василькив и добавил, что за пять месяцев работы пилотного проекта реальная выручка от работы городского электротранспорта увеличилась на 25%.