Обращение по вопросам крымского судоходства

Джерело:  flot2017.com  /  11:26, 15 Червня 2020

В 2014 году с помощью военной силы Россия оккупировала Крымский полуостров. Власти России заблокировали контроль владельцев и надлежащих органов за морскими активами и ресурсами полуострова, сделали невозможным ведение в украинских портах Крыма легальной и безопасной морской деятельности, поставили под угрозу режим и условия мирного судоходства

Обращение Украинского независимого морского профсоюза Международной морской организации, национальных морских администраций, страхователей, классификационных обществ, владельцев судов, судовладельцев и операторов, крюинговых компаний, профсоюзов и организаций работодателей моряков.

Обеспечение безопасности судоходства, защиты человеческой жизни на море и защиты моря от загрязнения являются обязанностями всех стран мира и международных организаций, является бесспорным содержанием любого цивилизованного морского бизнеса.

Такие задачи должны выполняться государством флага относительно всех судов под его регистрацией, а также и государством, которое распространяет собственный суверенитет, imperium, на территориальное море и особые права, dominium, на прилегающую и исключительную экономическую зону, международные проливы.

Как общеизвестно, в 2014 году с помощью военной силы Россия оккупировала Крымский полуостров. Власти России заблокировали контроль владельцев и надлежащих органов за морскими активами и ресурсами полуострова, сделали невозможным ведение в украинских портах Крыма легальной и безопасной морской деятельности, поставили под угрозу режим и условия мирного судоходства. Это заставило Украину официально закрыть морские порты Крыма для любых судозаходов.

К сожалению ситуация оккупации Крыма и присвоение соответствующих активов сопровождается милитаризацией Россией морских пространств вокруг Крыма, включая платформы на шельфе и зонами безопасности, сопровождается массовым захватом Россией украинских рыбаков и их судов, безосновательными остановками и досмотрами торговых судов в Азовском море и Керченском проливе. Наш профсоюз неоднократно докладывал о связанных с этим нарушениями прав украинских моряков и рыбаков, в том числе и крымчан в учреждения ООН, МОТ и ОБСЕ. Сейчас продолжаются подготовленные юристами профсоюза производства по защите прав ее членов в Комитете ООН по правам человека и в Европейском суде по правам человека.

Нарушение Россией норм морского права и связанных с этим прав моряков уже стала предметом ряда резолюций Генеральной ассамблеи ООН, Парламентских ассамблей Совета Европы, ОБСЕ и ОЧЭС. В частности, подробно указанные нарушения отражены в резолюциях Генассамблеи ООН от 17 декабря 2018 73/194 и от 9 декабря 2019 74/17 по милитаризации Крыма, а также районов Черного и Азовского морей, в которых осуждается притеснение Россией торговых судов и ограничения ею международного судоходства.

Интересы сохранения мира и экономической стабильности всего Черноморского региона в полной мере зависят от преданности стран принципам международного права и дружеских отношений. Морские державы и морской бизнес для обеспечения надлежащих, цивилизованных форм судоходства должны избегать действий, направленных на поддержку агрессии и вышеуказанных притеснений судоходства.

Поэтому считаем, что стабильные проявления управленческого или коммерческого взаимодействия с де-факто властями в Крыму, включая подконтрольными им портовыми администрациями, судоходными и судоремонтными и страховыми компаниями, классификационными обществами, учебными заведениями и тренинговыми центрами являются абсолютно недопустимыми и не будут способствовать безопасности и условиям судоходства в регионе.

Напоминаем, что поскольку Украина официально закрыла для международного судоходства морские порты в Евпатории, Керчи, Севастополе, Феодосии, Ялте, это означает, что любое судно, которое заходит в морские порты полуострова, делает это на свое усмотрению и риск, так как судовладельцы и капитаны судов, которые проигнорировали данный запрет, могут столкнуться с серьезными проблемами (штрафами или даже тюремным заключением).

Сообщения некоторых зарубежных стран, в частности Болгарии, Египта, Греции, Италии, Турции, о том, что судозаходы (регулярное сообщение) в крымские порты осуществляется частными перевозчиками, или под флагами других государств не являются убедительными. Ведь компетентные учреждения государства порта и государства работы судовладельца отвечают за реализацию и ведения морской политики, осуществляют соответствующий контроль через механизм лицензирования, международных и национальных морских навигационных систем и тому подобное. Также таможенные и пограничные органы этих стран часто осуществляют оформление судов-нарушителей и грузов, перевозимых из Крыма.

В то же время перевозка морем крымских грузов квалифицируется Украиной как незаконная. То есть отношение к таким перевозкам структуры стран и структуры морского бизнеса фактически выступают соучастниками в совершении указанных преступлений. Ведь ведение морской экономической деятельности в Крыму с заходами в порты полуострова запрещены.

Таким образом, судовладельцы, операторы плавсредств, капитаны и экипажи судов, уполномоченные лица администрации портов осуществляют в рамках крымского судоходства действия, которые в Украине подпадают под административную и уголовную ответственность, которая предусматривает возможность наложения штрафов и ареста судов в частности с их конфискацией, задержание привлеченных капитанов и членов экипажей в украинских и иностранных портах.

По таким условиям не удивляют попытки отдельных структур морского бизнеса регистрировать суда для захода в крымские порты под ненадлежащим, фейковый флагом и оставлять их под наблюдением некомпетентных классификационных обществ. Это негативно влияет на техническое состояние таких судов и на безопасность их экипажей и окружающей среды.

С разрешения владельцев и операторов судна в водах приближенных к Крыму и в закрытых портах Крыма специально выключают системы идентификации и курса судов (AIS) по международным каналам связи, который является обязательным в измерении безопасности и спасения человеческой жизни на море. Такое грубое пренебрежение принципами морского права и морской безопасности уже привело к ряду трагических случаев с гибелью членов экипажей и к масштабным разливам нефтепродуктов. С другой стороны Россия часто использует крымских моряков и крымский морской бизнес в пропаганде, пренебрегая правами человека на достойную и безопасную работу.

Мы призываем международные организации уделять больше внимания безопасности судоходства, защиты человеческой жизни на море и защиты моря от загрязнения в водах вокруг Крыма, в частности в условиях украинско-российского конфликта, который продолжается.

Мы призываем все национальные морские администрации воздержаться от предоставления национальной регистрации судам, которые заходят в крымские порты или находятся в водах вокруг Крыма с выключенными системами наблюдения или с неоправданной целью.

Так же мы призываем страховые компании и классификационные общества воздержаться от сотрудничества с судовладельцами таких судов.

Мы призываем всех судовладельцев, агентские и крюинговые компании не рисковать жизнью и здоровьем моряков и воздерживаться от обеспечения судозаходов в крымские порты, от неоправданного пребывания на рейдах и стоянках в приближенных к Крыму водах.

Вгору