Департамент транспорта Одесского горсовета объявил торги на разработку цифровой мультимодальной транспортной модели города. Вернее ее первого этапа — модели транспортного спроса. За работы в мэрии готовы выложить 2 миллиона гривен.
В техзадании к тендеру сказано, что модель транспортного спроса призвана количественно и качественно определить потребности одесситов в перемещении по городу. Для этого город нужно разделить на транспортные районы и собрать по ним множество статистических данных: количество жителей, их трудоспособность, количество рабочих мест и так далее.
Согласно ТЗ, свою работу будущий исполнитель должен разделить на несколько этапов. Сначала получить все возможные данные от города, а потом заняться «полевым» сбором. Например, провести социологическое исследование мобильности населения. То есть выяснить кто, куда и зачем ездит, а также довольны ли горожане качество транспортных услуг.
Опросить нужно не менее 10 тысяч человек, причем желательно осенью, когда заработают все учреждения образования. Если же в городе введут жесткие карантинные ограничения, то исследования предписано поставить на паузу. Кроме того, исполнителю надлежит изучить интенсивность движения транспорта и исследовать пассажиропотоки в общественном транспорте.
На завершающем этапе собранные и систематизированные данные нужно ввести в программу PTV Visum.
Торги по выбору фирмы-исполнителя транспортники из мэрии назначили на 25 августа, а закончить работу их победитель должен до конца года.
Зачем Одессе транспортная модель
По словам городских чиновников и некоторых депутатов, современному городу без транспортной модели — никуда. Она якобы позволит оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта, поможет понять, какие инженерные и управленческие решения принимать для борьбы с пробками и так далее.
Разработку модели делят на два отдельных этапа — изучение транспортного спроса и транспортного предложения. Если упростить, то на стадии изучения спроса необходимо определить потребность людей двигаться по городу на том или ином транспорте, а при изучении предложения — понять, что своим жителям город может предложить прямо сейчас.
Решение потратить деньги на разработку транспортной модели в мэрии приняли в марте 2021 года. Тогда экс-глава городского департамента транспорта, а ныне заммэра Одессы Сергей Тетюхин рассказал, что разработка модели займет около года и обойдется примерно в 5,5 миллиона гривен.
Обновлено
Создание транспортной модели «Пушкинской» прокомментировал заммэра Одессы Сергей Тетюхин. Он рассказал, что на основе данных, которые есть у мэрии, сложно оперативно принимать грамотные управленческие решения. К тому же круг вопросов, на которые модель поможет ответить, не ограничивается транспортом. Она поможет, например, работникам ЖКХ понять, как организовать очистку улиц.
Важной функцией транспортной модели, по словам Тетюхина, станет моделирование различных сценариев.
«Транспортная модель — это по сути компьютерная программа, в которую внесены различные слои данных. Она позволит понять, нужно ли в конкретном месте строить дорогую транспортную развязку или можно обойтись более дешевыми решениями, что будет, если мы перекроем какую-то улицу, как на транспортную ситуацию повлияет заселение ЖК на Краснова и так далее», — сказал Тетюхин.Также Сергей Тетюхин рассказал, что у города уже есть данные по внешней мобильности Одессы. Мэрия получила их в рамках технической помощи от европейских партнеров. Речь идет о данных мобильных операторов, которые позволят оценить, сколько людей каждые день приезжают в Одессу из пригородов.
«Я могу сказать, что внешняя мобильность Одессы составляет 20% процентов от населения. В среднем 220 тысяч человек каждый день приезжают в Одессу и уезжают из нее», — заявил Тетюхин.Заммэра Одессы добавил, что в 2 миллиона гривен, которые город может сейчас заплатить за работы, закупка самого программного обеспечения PTV Visum не входит. Программу будут покупать, скорее всего, уже в следующем году. Осень потратят на сбор данных. Общую стоимость транспортной модели на данный момент оценивают не в 5,5 миллиона, а примерно в 4.