Вдоль всего одесского побережья, от Ланжерона до Аркадии и вдоль Большого Фонтана, проходят несколько не связанных между собой подземных тоннелей, построенный в 1960-1970-е гг. киевским "Метростроем" по всем техническим стандартам и нормам безопасности метрополитена.
Но гораздо меньших габаритов - полноценный метропоезд в таком тоннеле просто не поместится.
По этим тоннелям в технологических целях ходили аккумуляторные электровозы шахтного типа с вагонетками для грузов и рабочих, проводивших осмотр и техническое обслуживание тоннелей. А в 1990-х все оборудование распилили на металлолом. До настоящего времени сохранились лишь рельсы в тоннелях, которые еще и местами затоплены.
Назначение этого тоннеля, несмотря на причастность к нему метростроевцев, - вовсе не перевозка пассажиров. Это дренажный тоннель, в который через каждые несколько десятков метров "врезаны" вертикальные шахты для сбора подземных вод с верхней кромки прибрежных склонов. В нескольких местах эта вода "сливается" в море.
Эффективность этой системы, по словам специалиста по берегоукреплению Юрия Вербы, изначально была не более 30% - то есть, лишь треть от излишнего объема грунтовых вод попадала в дренаж и затем стекала в море. В 1965-1990 гг. на Одесском побережье существовало 13 дренажных штолен, суточный дебит которых за этот период, по данным Одесского противооползневого управления, составлял в среднем 36,3 тыс. кубометров. Из этого объема 30 % воды сбрасывалось в открытое море, так как при строительстве второй очереди противооползневых сооружений на Фонтане был предусмотрен сброс воды из штолен №№ 7-10 по лоткам на траверсах за волноломы.
А затем, из-за постепенного ветшания, прекращения обслуживания и повреждений, серьезно уменьшилось и количество стекающей в море из дренажа воды. Так, в 1998 году из 67 тыс. кубометров попадавшей в дренаж воды лишь 16%. Сейчас ситуация еще хуже. Общий объем попадающей в дренаж воды 54,3 тыс. кубометров сутки, и из них 1600 кубометров (3%) попадало в море за линию волноломов.
В ближайшем будущем мы расскажем о первом проекте настоящего метро для Одессы, разработанном на уровне эскизов в 1980-х гг.
Фото, видео: Максим Вдовенко