Итак, в Одессе сейчас уже имеется один трамвай уникального, разработанного специально для нашего города дизайна, модели "Одиссей". По сути, это частично низкопольный вагон на основе кузова знаменитой "Татры-Т3" - удлиненный на одну оконную секцию и в котором чуть более трети площади салона на средней площадке с низким уровнем пола. Это удобно для пассажиров с ограниченными возможностями, для мам с детскими колясками. И при этом дешево и эффективно - так как можно использовать ходовые тележки от той же "Татры-Т3", которые успешно справляются с изношенными путями.
Таким образом, можно убить двух зайцев - получить трамвай, который будет одновременно и удобен для пассажиров за счет низкого пола, будет дешевым, будет иметь возможность работать на изношенных рельсах. Сейчас в вагоноремонтных мастерских на основе закупленных в этом году кузовов собирается четыре трамвая "Одиссей", еще один уже работает на маршрутах, а корпус шестого привезут буквально со дня на день. Каждый такой трамвай стоит порядка шести миллионов гривен - более чем вдвое дешевле, чем аналогичный по компоновке и вместимости частично низкопольный трамвай других производителей.
Я посмотрел детально, как идет рабочий процесс. Корпус вагона поступает в Одессу с завода-производителя уже с прикрепленными передней и задней масками. В Одессе его окрашивают, прокладывают внутри всю электропроводку, настилают полы из толстой фанеры, поверх которой крепится слой нескользящего линолеумного покрытия, вклеивают тонированные стекла. Работники вагоноремонтных мастерских под руководством Ивана Цюро монтируют кабину водителя, пульт управления, салон, состоящий из стеклопластиковых элементов от компании "МДС". "Финал" - это установка сидений, освещения и различные мелкие работы.
Отдельно идет процесс подготовки ходовых тележек. Для трамваев "Т3 КВП Од" и "Одиссей" используются старые рамы ходовых тележек от "Татры Т3", на которые устанавливаются новые тяговые электродвигатели, редукторы, колесные пары и другое.
К этим шести вагонам "Одиссей" нужно добавить еще 16 трамваев модели "Т3 КВП Од", собранных таким же методом. От "Одиссея" они отличаются более старым дизайном - на основе типовой передней маски, разработанной в Чехии дизайнером Патриком Коташем еще в 90-е годы для модернизации вагонов "Татра".
Есть еще и цех ремонта троллейбусов, в котором также есть покрасочная камера.
Заодно я еще раз побывал в музее КП "Одесгорэлектротранс", расположенном в соседнем боксе. Директор музея Максим Коновалов рассказывает, что помимо нынешних пяти "натурных" экспонатов, музей постоянно пополняется тем, что несут одесситы - старыми фото из личных архивов, билетиками, документами и газетными вырезками. Сейчас в музее есть рама советского двухосного трамвая "Х" 1934 года выпуска - ранее полагали, что это еще дореволюционный трамвай из Москвы, но анализ сохранившихся старых элементов показал иную картину. Есть трамвай "КТМ-1" 1952 года выпуска, таких в мире осталось всего два в ходовом состоянии - и один из них одесский. Есть старый снегоочиститель модели "ГС-4". Замыкает экспозицию два поливомоечных агрегата - трамвай на базе вагона "МТВ-82" и троллейбус модели "КТГ-6".
Кстати, еще совсем недавно музей находился в тесной комнатушке позади админкорпуса КП "Одесгорэлектротранс" в трамвайном депо на Водопроводной. Переехал музей на Алексеевскую площадь совсем недавно - в сентябре нынешнего года. Бывшее трамвайное депо на Алексеевской площади уже достаточно давно ремонтируется - его перепрофилируют из просто ремонтных мастерских в современное трамвайное производство, совмещенное с цехами для кузовного ремонта старых трамваев и троллейбусов, а также музеем.