В шести областях страны украинцам больше нет нужды стоять у больничных регистратур — на днях работа медицинской информационной системы "Поликлиника без очередей" распространилась на Киевскую, Днепропетровскую, Черкасскую, Житомирскую, Николаевскую и Сумскую области. Мы выяснили, в чем ее преимущество, и какие регионы будут следующими.
ЗАПИСЬ. Пилотный проект программы стартовал еще в августе прошлого года, когда к ней подключились две киевских больницы. Сама система состоит из электронного реестра, к которому имеют доступ доктора и пациенты. Записаться к врачам можно тремя способами: через сайт, приложение и инфомат в самих поликлиниках.
Прямо на сайте "Поликлиники без границ" любой человек может выбрать раздел "Записаться к доктору" и ввести личный номер телефона. Автоматическая система перезванивает пациенту и просит его подтвердить регистрацию, нажав кнопку на телефоне. После этого на сайте нужно ввести персональные данные (имя, фамилию, пол и дату рождения), дать согласие на обработку сведений и выбрать любого терапевта или семейного врача, даже не в своем городе, день и время приема.
Можно обойтись и без обратного звонка — уже есть специальное приложение для смартфонов. Оно бесплатное. За день или два до встречи с врачом система напомнит человеку сообщением на телефон или электронную почту.
Создатели "Поликлиник без границ" установили в больницах специальные инфоматы (похожие на автоматы для пополнения счета) — там тоже можно записаться на прием, получив специальный талон. Один из руководителей проекта, Артур Верба, рассказал нам, что деньги на инфоматы выделяют либо сами больницы, либо руководство проекта просит помощи у компаний, занимающихся установкой этого оборудования. В этих случаях в инфоматах можно не только записаться к врачу, но пополнить счет и даже заплатить за "коммуналку".
Отдельно стоит сказать о том, что система позволяет видеть регистратуре, какие часы у врача свободны, какие заняты, и планировать его работу. Кроме того, пациентам не нужно больше стоять в очереди за своей карточкой — ее доктору отнесут медсестры заблаговременно.
Наконец, направления к более профильным специалистам (стоматолог, аллерголог, невропатолог) также будут отображаться в личном кабинете пациента, и записаться к нему можно будет подобным образом. В системе уже зарегистрировались 16 тысяч украинцев. В Минздраве результаты ее работы пока не комментируют, но во время старта обещали в случае успеха внедрять новинку по всей стране.
ПЛАНЫ И ВРАЧИ. Верба отмечает, что в дальнейшем сеть больниц, доступных в программе, будет только расти. "Обязательно будут и дальше задействованы Черкасская, Житомирская, Сумская области. В планах — внедрить услугу в больницах Черниговщины, а нашим следующим шагом уже скоро может стать Одесская область и ближайшие к ней регионы. Еще по целому ряду областей мы сейчас ведем переговоры", — рассказал он, добавив, что основная цель — задействовать больницы по всей стране.
Верба признается, что далеко не во всех поликлиниках инициативу принимают благожелательно. По его словам, были случаи, когда сотрудники поначалу активно выступали против системы, ссылаясь на то, что времени осваивать ее у них нет, а некоторые даже уходили: "Тут очень важна воля руководства. Но мы наблюдаем, что пользователи нашей программы в большинстве своем готовы осваивать новое".
Терапевт больницы в Днепре Вероника Кулиб признается: с новыми технологиями у нее из-за возраста возникают сложности, и с самой системой она еще не до конца разобралась, но новинке рада.
"К нам даже приезжали ребята из этой программы и рассказывали, как все устроено, учили работать с этой базой наших медсестер. Мы и сейчас иногда к ним обращаемся по телефону за какими-то разъяснениями. Точно могу сказать одно — очереди стали короче. Молодежь вообще как-то через телефоны это делает, я там ничего не понимаю, а для пожилых людей у терминала дежурят медсестры и рассказывают, как через них записаться к врачу", — говорит доктор.