Как это делается в Одессе? Украина на тропе масштабного внедрения электронных услуг

Источник:  uc.od.ua  /  14:43, 15 Марта 2018

Недавно в “Клубе Кабинета министров Украины” проходило мероприятие посвященное развитию электронных услуг в нашей стране. По этому поводу делимся опытом Одессы и Одесской области по внедрению электронных услуг и создания центров административных услуг в рамках реформы децентрализации власти

Электронные госуслуги во всеукраинском масштабе

Ежедневно для пользования гражданам предлагаются новые, упрощенные и доступные возможности позволяющие решать целый ряд вопросов, не выходя из дома, и не окунаясь в бюрократический хаос государственных органов. Однако, мало кто в Украине знает о том, что такие услуги вообще существуют.

Настоящим сюрпризом для посетивших данное мероприятие стало то, что в Украине действует уже более 50 электронных услуг, облегчающих жизнь и охватывающих многие её аспекты. К концу же 2018 года планируется довести количество е-услуг до 100. 

Что такое е-услуги, можно лучше понять на примере онлайн-сервиса по оформлению помощи при рождении ребенка. Сегодня это можно сделать, не выходя из дома, разместив заявку на правительственном портале kmu.gov.ua либо же портале Минсоцполиитки e-services.msp.gov.ua.

Размещение заявки потребует лишь авторизации через указание своей электронной почты (либо цифровой электронной подписи), заполнение формы, с указанием сведений про ребенка, мать, отца и адрес регистрации и удобного способа получения выплат! Процедура, занимающая всего 15 минут уже давно внедрена, но, увы, из-за незнания пользуются ей не так много молодых мам., которые вынуждены по старинке оббивать пороги в душных и тесных коридорах обителей бюрократии.

Помимо этого, можно не выходя из дома зарегистрировать бизнес, внести изменения в данные о предпринимателе, зарегистрировать права аренды земли, подать документы о назначении жилищной субсидии, оформить справку об отсутствии или наличия судимости и многие другие.

Глобализация и прогресс цифровых технологий вносят свои коррективы в повседневную жизнь, обычных людей и радует, что эти изменения облегчают её. С другой стороны, слабая информационная поддержка лишает возможности миллионов граждан Украины воспользоваться имеющимися преимуществами предоставляемых услуг.

 

Как дела в Одессе?

В свою очередь, если взять во внимание развитие админуслуг как таковых, то Одесса не стоит на месте в данном направлении. Так, в 2017 году в городе был открыт муниципальный центр предоставления админуслуг в Киевском районе, а также заработали новые центры выдачи биометрических паспортов. Всего же в городе сейчас имеется пять таких муниципальных центров - один "главный" в здании "новой мэрии" на улице Косовской 2А, и еще четыре в каждом района.

В целом же, за 2017 год подразделения Департамента предоставления административных услуг Одесского городского совета осуществили выдачу 6110 паспортов в форме id-карты и биометрических паспортов для выезда за границу, при принятии 9789 заявок на оформление биометрических документов.

Что касается Одесской области в целом, то по итогам 2017 года она вошла в пятерку лидеров по количеству созданных на ее территории центров предоставления административных услуг.

Работает, хотя и в сильно сокращенном формате, созданный в 2015 году областной Центр обслуживания граждан, изначально задуманный как своего рода аналог "дома юстиции" в столице Грузии Тбилиси. Изначально он был размещен неподалеку от здания областной администрации в помещении коммерческого банка, но в 2017 году переехал в меньшее по площади помещении в торговом центре. Данный центр обслуживания граждан функционирует на коммерческих основах в формате государственного предприятия, созданного по распоряжению главы областной администрации.


Открытие Центра обслуживания граждан при участии Президента Петра Порошенко, тогдашнего главы Одесской ОГА Михаила Саакашвили и мэра Одессы Геннадия Труханова

Так, в формате "единого окна" и в соответствии с Законом Украины "Об административных услугах" в Одесской области образована и функционирует сеть центров предоставления административных услуг (их часто обозначают украинской аббревитурой ЦНАП или русской ЦОГ - "центр обслуживания граждан"), образованных при городских, поселковых, сельских советах, районных государственных администрациях и ОТГ. Всего была организована работа в 41 учреждении области. Образование таких центров входит в полномочия вновь создаваемых объединенных территориальных громад как одного из элементов реформы децентрализации власти.

Расширение сети ЦНАП позволяет не только быстро добраться до ближайшего учреждения, где можно оформить все необходимые документы, но и значительно сокращает время получения таковых, что в прошлом было серьезной проблемой для жителей сельских районов.

Наверх