Как мы ранее сообщали, с 10 июня начинается действие выделенной полосы для общественного транспорта в направлении от поселка Котовского до Пересыпи. "Выделенка" проходит по всей длине улицы Семена Палия (ранее Днепропетровская дорога), Южной дороге и Николаевской дороге - до перекрестка с 7-й Пересыпской.
Участок выделенной полосы для общественного транспорта по Семена Палия и Южной дороге в направлении к Пересыпи действует, фактически, круглосуточно.
А вот по Николаевской дороге время ее действия ограничено только утренними пиковыми часами - с 7 до 11 утра.
"Сейчас мы говорим о первом этапе, к которому мы готовились, использовав удачный опыт эксплуатации выделенной полосы движения по улице Ришельевской. Это логическое продолжение стратегии приоритетности общественного транспорта в Одессе" - комментирует запуск проекта руководитель городского департамента транспорта Александр Илько.
В первый день мы увидели, что большинство рейсовых автобусов, как городских, так и пригородных и междугородних идут как раз по выделенной полосе. Ее часть по Южной дороге от Крыжановки до перекрестка у Молодой Гвардии позволяет автобусу пройти данный участок в несколько раз быстрее общего потока автотранспорта.
Также автобусы идут существенно быстрее общего потока автомобилей по Николаевской дороге - но не в разы.
Большинство водителей легковых машин даже в первый день действительно стараются соблюдать новый режим и с пониманием относятся к приоритету общественного транспорта над личным. Однако некоторая часть водителей, субъективно, около 10%, считают возможным нарушать этот режим и заезжать на "автобусную" полосу - особенно по Южной дороге между Крыжановкой и Молодой Гвардией.
На данном этапе, насколько мы понимаем, настройки светофоров остались прежними. Поэтому некоторые светофоры в утренний час пик не только не создают "зеленой волны" потоку транспорта с поселка Котовского, но даже наоборот - они тормозят движение. В первую очередь это светофор на Николаевской дороге у супермаркета "Метро" между Молодой Гвардией и Лузановкой, а также непосредственно светофор у Молодой Гвардии.
С нашей точки зрения первый из них является вообще лишним - его даже установили в свое время исключительно по инициативе владельцев супермаркета.
Второй же светофор контролирует два сходящихся потока транспорта по Южной дороге (3 полосы) и проспекту Добровольского (2 полосы) в сочетании с одноуровневым трамвайным пересечением в один поток по Николаевской дороге (3 полосы, одна из них для автобусов). При этом нормативная пропускная способность каждой полосы по количеству автомобилей в час и так превышена в несколько раз. Приоритет здесь отдан потокам автотранспорта, а трамваи вынуждены ждать по 2-3 минуты возможности проехать, а затем вынуждены буквально "протискиваться" сквозь стоящие на перекрестке автомобили.
Недостатком данной развязки является отсутствие разметки, из-за чего автомобили, едущие в сторону Пересыпи зачастую останавливаются не на стоп-линии перед перекрестком, а в непосредственной близости от трамвайных путей, блокируя как движение трамваев, так и движение автомобилей в других направлениях. Также здесь на перекрестке "остаются" машины, застрявшие в пробке перед светофором у магазина "Метро". В результате пробка по проспекту Добровольского перед Молодой Гвардией собирается еще от перекрестка с улицей Кишиневской и даже далее. А со стороны Южной дороги - от Крыжановки, но при этом "автобусная" полоса большей частью остается свободной.
Далее, после светофора у "Метро" поток автотранспорта по Николаевской дороге стабилизируется и движется достаточно быстро, хотя и временами достаточно плотно.
Тем временем, понимая сложности, в департаменте транспорта обещают изменить режим работы ряда светофоров - как раз с учетом опыта работы полосы для общественного транспорта.
В дальнейшем аналогичные выделенные полосы для общественного транспорта будут организованы на улицах Атамана Головатого и Черноморского Казачества. Фактически это будет означать, что автобусы в сторону поселка Котовского от Пересыпского моста в обоих направлениях будут иметь возможность двигаться по выделенной полосе. При этом на Николаевской дороге эта полоса будет иметь какой-то лимит действия по времени и реверсивный режим. Сложности могут возникнуть на проспекте Добровольского - где при внедрении полос общественного транспорта для всех остальных машин останется всего одна полоса.