Еще в конце января по итогам конкурса в горсовете выбрали инвестора, который должен был за свой счет внедрить систему электронного учета оплаты за проезд в городском транспорте Одессы. Однако в начале февраля в антимонопольном комитете заявили, что условия конкурса, в котором приняла участие всего одна компания, были дискриминационными. По мнению антимонопольщиков, предъявляемые городом требования к потенциальному инвестору, утвержденные еще осенью 2017 года, ограничивали круг претендентов.
В АМКУ рекомендовали устранить дискриминационные условия, внести изменения во все нормативно-правовые акты, принятые на основании решения горсовета, и провести новый конкурс по выбору инвестора. При этом, антимонопольщики подчеркивали, что их рекомендации являются обязательными к рассмотрению и, в случае их невыполнения, комитет может открыть дело о нарушении закона в сфере защиты экономической конкуренции. На выполнение рекомендаций у горсовета было три месяца.
На протяжении нескольких месяцев в горсовете заявляли, что ответили на рекомендации АМКУ письмом, судьба которого пока неизвестна. Сами антимонопольщики стояли на своем — признаки дискриминации есть, рекомендации комитета нужно выполнить.
И только в начале июля мэрия и антимонопольщики, кажется, договорились. По словам директора городского департамента транспорта Александр Илько, 5 июля во время заседания административной коллегии территориального отделения АМКУ ее члены приняли решение не открывать дело против мэрии. По словам Илько, у антимонопольщиков больше нет возражений по процедуре реализации электронного билета в Одессе. «Мы провели серьезную работу с Антимонопольным комитетом, ходили много раз на заседания, показывали свое видение этого проекта. Когда мы прошлись по рекомендациям антимонопольщиков и разложили их по полочкам, они согласились, что рекомендации невыполнимы и создают больше сложностей, чем могут решить», — прокомментировал Илько.
Значит ли это, что в АМКУ «передумали» и дискриминационных условий в положении о проведении конкурса на самом деле нет — неизвестно. Глава Одесского территориального управления Дмитрий Корчак отметил, что по результатам заседания коллегии отделение решило не открывать дело против горсовета. «Мы пришли к выводу, что на сегодняшний день отделение Антимонопольного комитета не будет открывать дело, нам хватило доказательной базы, чтобы выйти на такое решение. У нас было не одно заседание административной коллегии, процесс длился с того момента, как мы выписали рекомендации устранить нарушения там, где, по нашему мнению, они были. За это время, мы получили весь пакет документов, который не получили изначально. Изучив их, выслушав позицию города, мы пришли к выводу, что не можем дальше блокировать эту процедуру, потому что фактически на сегодняшний день есть инвестор, готовый инвестировать в проект, который был инициирован мэром города и вошел в его программу «Одесса 5Т». Было бы глупо отказывать инвестору, который готов собственные деньги вложить в проект «электронный билет», — сказал Корчак.
Напомним, в одесской мэрии решили, что внедрять в Одессе систему электронной оплаты за проезд в городском транспорте должен инвестор. Для этого разработали соответствующее решение и условия конкурса, которые утвердили на сессии в октябре 2017 года. Сам конкурс состоялся в январе 2018 года, документы на него подала только одна компания, ее же и признали победителем. Это ООО «Одесская городская карта», одним из учредителей которой является фирма «ГЕРЦ», занимающаяся коммунальными платежами одесситов.
Внедрить е-билет в Одессе компания собирается за 2,5 года, вложив в это 8-9 миллионов евро. За реализацию проекта «Одесская городская карта» хочет получать 9,75% от выручки за проезд. Такие высокие, по сравнению с другими городами Украины комиссионные, инвестор обосновал тем, что все оборудование будет закупаться за его счет, проект содержит множество рисков, да и вообще, речь идет не просто о безналичной оплате за проезд, но и о переформатировании системы общественного транспорта города в целом. Через 12 лет управление системой должно перейти городу.
Проект предусматривает, что электронный билет должен быть внедрен во всем городском транспорте и определяет его текущее минимальное количество: 145 трамваев, 88 троллейбусов, 1171 автобус, всего 1404 единицы. Это количество подвижного состава может быть пересмотрено в большую или меньшую сторону. Электронный билет должен предусматривать автоматическое перечисление суммы компенсаций перевозчикам за проезд льготных категорий пассажиров.
Стоимость внедрения электронного билета в Одессе рассчитывалась в 2017 году муниципальным департаментом экономического развития исходя из усредненного тарифа на проезд в городском транспорте в 4 гривны (3 грн. - электротранспорт, 5 грн. - частные перевозчики на автобусах). В итоге она составляет для инвестора порядка 300 миллионов гривен - примерно столько, сколько планировалось ранее для внедрения электронного билета за бюджетный счет.