Зеленый свет – езжай, красный — стой. Каждому водителю и пешеходу понятны эти сигналы светофора. Но как быть с дикими животными? Природа не обучена правилам дорожного движения. “Железные кони” пугают диких зверей: животныестараются избегать больших городов и автомобильного трафика. Окружённые асфальтом со всех сторон, они становятся заложниками, так как не могут перейти дорогу. А дорожного полотна с каждым годом все больше: по официальным данным, в мире построено уже около 31 млн. км.
Согласно отчёту Всемирного фонда дикой природы WWF “Живая Планета 2016”, за последние 50 лет мир уже потерял 58% численности популяций позвоночных животных. Вместе с сокращением площади ареала обитания (едва ли не крупнейшей угрозой для дикого мира), возрастают и другие риски, например, восприимчивость к болезням или доступность для браконьеров. Нередки и случаи ДТП с животными. Последнюю проблему можно решить с помощью экодуков — мостов для животных.
Мосты для зверей
Экодук в Геттингене, Германия
Экодуки — это специальные конструкции, благодаря которым животные могут безопасно перейти дорогу. Обычно экодуки строятся в виде мостов или тоннелей, но выглядят как естественное продолжение среды: на экодуке растет трава, кусты, иногда даже деревья.
Первые такие переходы были построены во Франции в 1950-х годах, а сейчас примеру французов следуют во всем цивилизованном мире, от Австралии до Северной Европы.
Экодук для рептилий в Нидерландах
В одних только Нидерландах построено более 600 экодуков, которые спасают жизнь барсукам, кабанам и оленям. Страна ветряков и тюльпанов может похвастаться также самым длинным в мире мостом для животных, протяженность которого составляет 800 метров.
Экодук для медведей, Канада
Экодук для оленей, Канада
15 стран Центральной и Южной Америки объединились ради инициативы “Коридор для ягуара”, в Индии и Непале успешно создают экодуки для тигров, слонов и носорогов.
Переход для крабов в Новой Зеландии
В Новой Зеландии и Австралии есть мосты для крабов, в Австралии — еще и веревочная лестница для какаду, а в Норвегии – переход для пчел.
Мост для какаду в Австралии
В России действуют два экодука: в Калужской области и в Приморье, где мост предназначен для диких кошек.
Увы, на территории Украины пока нет подобных конструкций, однако это – вопрос времени. Прямо сейчас в рамках международного проекта TRANSGREEN экологи и защитники природы работают над созданием правовой базы и проектами экодуков для отдельных важных миграционных участков крупных хищников в пределах украинских Карпат. В частности, для рыси и медвед (ориентировочная численность этих зверей в Карпатах – 200 и 220 особей соответственно).
Насколько экодуки эффективны?
В достаточной мере. Ими пользуются не только крупные животные, но и лягушки, птицы, бабочки, жуки, пауки. Например, в Германии два исследования, проведенные между 2005 и 2009 годами, показали, что за год почти 2300 животных воспользовались эко-мостом через автобан А11 в Бранденбурге, и 1368 за год — на эко-мосту в Нидеркрюхтене (в том числе косули, кабаны, кролики, зайцы, лисы, барсуки и пр.).
В ходе испытания хорватского экодука на трассе между Карловацем и Риекой перемещения животных были зафиксированы инфракрасными датчиками, при этом учитывались животные размером от лисицы. В течение года удалось зафиксировать около 6 000 перемещений по экодуку. В основном мостом пользовались медведи, лисы и рыси.
Почему мосты строятся прежде всего для крупных хищников?
Это ключевые виды, которые помогают поддерживать баланс целой экосистемы конкретного региона, поэтому часто экодуки строят в расчете на них. Дело в том, что если крупные животные исчезают с территории обитания, последствия распространяются на всю пищевую цепочку. Например, если исчезнут хищные животные, это повлечет за собой увеличение популяции травоядных, которые будут нуждаться в большем количестве еды, а следовательно – начнут потреблять больше растений, что тоже повлечет за собой негативные экологические последствия.
Людям важно помнить, что хотя развитие цивилизации является неотъемлемой частью жизни человечества, дикая природа на это не «подписывалась”. И если мы не можем не дробить леса на кусочки, когда строим дороги и засеваем поля, то обязаны хотя бы обеспечить сообщение между этими раздробленными участками.
Автор: Тарас Ямелинец, эксперт WWF в Украине, национальный координатор проекта TRANSGREEN.