Еще в конце прошлой недели КП "Одесгорэлектротранс" сообщило, что на трамвайном маршруте №10 и на троллейбусном маршруте №10 уже действует еще один вид безналичной оплаты проезда - через мобильное приложение "Приват24" и QR-коды.
Работает эта система точно так же, как и во многих других городах Украины. Кстати, Одесса стала 27-м по счету городом страны, где запустили такую систему оплаты. Подчеркнем, что это не электронный билет как полноценная тарифная система, а одна из форм безналичной оплаты при существующей традиционной тарифной системе, основанной на оплате проезда по разовым билетам. Стоимость проезда пока что составляет 5 гривен, но уже в ближайшее время обещают повысить до 8 гривен при наличной оплате или до 7 гривен при безналичной оплате. Произойдет это, скорее всего, после намеченного на 28 октября заседания исполкома.
Вот как это работает. Заходим в трамвай или троллейбус - в данном случае это трамвай маршрута №10 с бортовым номером 7011.
Видим на стенке кабины водителя в передней части салона светло-коричневую табличку с QR-кодом от "Приватбанка" и краткой инструкцией по его использованию.
Запускаем мобильное приложение "Приват24" и авторизуемся в нем - для этого надо ввести номер телефона и пароль, или, если это настроено, использовать биометрические данные по отпечатку пальца или FaceID (если смартфон позволяет).
Открываем в нижней части приложения "Приват24" сканер QR-кодов и наводим его на код. Он моментально сканируется - скриншот сделать при этом даже не успеваем. В разделе "Оплата проезда" покупаем столько разовых билетов, сколько нужно.
Автоматически открывается вкладка "Проезд" раздела "Транспорт" и показывает купленный билет с указанием бортового номера трамвая или троллейбуса, в котором он был куплен и время его покупки. То есть, проехать можно только в том вагоне. где был куплен билет.
Билет надо закомпостировать. Нажимаем кнопку в приложении - и видим обратный отсчет времени. Срок действия закомпостированного билета - 1 час.
В ближайшем будущем после некоторого периода тестирования систему обещают распространить на весь городской электротранспорт Одессы.
Следует отметить ряд плюсов данной системы. Она очень дешевая при внедрении - для этого достаточно напечатать наклейки с уникальными для каждого трамвая или троллейбуса QR-кодами и программным методом добавить эту информацию в мобильное приложение "Приват24". Система уже давно отработана во многих городах - и уже показала свою надежность. Пользоваться ею одинаково удобно во всех городах, где система работает и это важно при путешествиях по Украине - в "чужом" городе гостю не надо "заморачиваться" с различными незнакомыми системами оплаты проезда.
Есть и минусы. Оплатить проезд через QR-код могут только пользователи мобильного приложения "Приват24" - а их в Украине сейчас более чем 11,7 миллиона человек. Если же одессит не является клиентом "Приватбанка", или же, будучи клиентом этого банка, не использует по той или иной причине его мобильное приложение - то оплатить проезд через QR-код невозможно. Таким образом, более чем две трети граждан Украины не могут использовать данный метод оплаты проезда, если он работает в их городе. Кроме того, как показывает опыт Львова, Винницы, Киева и других городов, где оплата проезда по QR-коду через "Приват24" уже действует - система может не работать из-за повреждений самих наклеек с кодом. Они могут быть порваны, зарисованы вандалами, заклеены рекламой и т.д. - и становятся нечитаемыми для сканера.
Вместе с тем, появление еще одной, после мобильного приложения "Транспод", способа безналичной оплаты проезда в одесском электротранспорте можно только приветствовать. Да, эта система появилась в Одессе позже, чем могла быть. Первые упоминания о возможности оплаты проезда через QR-коды на официальном уровне прозвучали от нескольких вице-мэров еще в начале 2021 года. Однако, некоторые депутаты горсовета взялись активно пиариться на данной теме, пытаясь целиком и полностью приписать себе в "достижения" внедрение данного способа оплаты.