В Одессе снова заговорили о проекте автомагистрали "Север-Юг" (просьба не путать с одноименным проектом линии скоростного трамвая) с поселка Котовского в жилмассив имени Таирова через улицу Балковскую. О возобновлении, как минимум, проектных работ рассказал вице-мэр, ответственный за строительство в городе, Михаил Кучук.
"Уже начали проектировать дорогу "Север-Юг". Проектировать начали по настоящему, а только не разговаривать об этом. С посёлка Котовского можно будет доехать до Балковской и уйти дальше в сторону Таирова по большой и открытой дороге без светофоров" - заявил чиновник в эфире одного из местных телеканалов.
Автомобильный проект "Север-Юг" пытались реализовать в 2007-2010 гг. во время мэрской каденции Эдуарда Гурвица - когда упомянутый Кучук также был вице-мэром и также курировал сферу строительства. Тогда проект предполагался следующим образом. С поселка Котовского автомагистраль должна была пересечь железную дорогу и пройти параллельно ей примерно до Жеваховой горы. Затем автодорога должна была пройти по Полям орошения на основе построенной еще в советское время и не используемой дороги. После этого она должна была проходить по улице Балковской, и либо по улицам Ицхака Рабина и Инглези, либо в обход жилмассива Черемушки выходить к жилмассиву имени Таирова. В рамках данного проекта был достроен путепровод "Поездной" под железной дорогой, дорога от него к улице Балковской и реконструирована сама Балковская от автовокзала до улицы Заньковецкой. В рамках данной реконструкции была уничтожена линия трамвая маршрута №30 по Балковской и на Дальних Мельницах - которая могла бы, теоретически, стать основой для связи линий трамвая между Пересыпью и Черемушками в обход центра.
Сама идея данной автомагистрали была задумана еще при СССР под названием "Фрунзе-Якина" в начале 1970-х. Тогда, в первой половине 1970-х была реконструировала улица Фрунзе (Балковская) от Пересыпского моста до Автовокзала - она получила по три полосы автомобильного движения в каждую сторону, выпрямлена, линия трамвая была проложена на выделенном полотне между автомобильными полосами, была засыпана текущая вдоль улицы речка. Затем, по мере строительства жилмассива имени Котовского появилась идея связать его с остальным городом не одной дорогой, а двумя - так в 1980-х построили участок дороги через Поля орошения, который остался невостребованным и заброшенным.
Затем, по мере экономического кризиса 2008 г. и ухода Эдуарда Гурвица с поста мэра Одессы реализация данного проекта прекратилась. Были разговоры об альтернативной трассе через Слободку - в обход даже не центра города, а и улицы Балковской.
С 2016 года под словосочетанием "Север-Юг" в Одессе упоминают только проект скоростного трамвая - модернизацию существующих линий с поселка Котовского на Пересыпь, в центре и по Люстдорфской дороге с целью создания единого скоростного маршрута через весь город.