Уже 4 дня в Одессе работают инспекторы паркования. Пока они не штрафуют, а только предупреждают одесситов и гостей города о том, что в ближайшее время за ненадлежащую парковку можно будет получить приличный штраф. «Пушкинская» прогулялась с новыми специалистами и разузнала, где чаще всего нарушают ПДД и во сколько теперь это может обойтись водителю.
Как рассказал заместитель директора городского департамента транспорта Сергей Щербань, на сегодняшний день в Одессе работает всего 3 таких инспектора. За два месяца они прошли интенсивный курс обучения и уже приступили к работе. Теперь на улицах города их можно узнать по форме — белое поло с черными надписями на украинском и английском языке «інспектор з паркування», черные тактические брюки и ботинки. Из спецтехники — планшет для штрафов и специальная линейка для измерения расстояния при нарушении ПДД. Работать будут ежедневно по два человека на смене. Пока в приоритете центральные улицы города — один инспектор работает по одну сторону улицы, второй по другую.
Как отмечает Сергей Щербань, за первые 4 дня работы инспекторы уже выписали более 1 000 предупреждений. В них не только прописаны нормы закона и статьи, по которым водителям будут выдавать постановления, но и указана сумма потенциального штрафа. Так, если водитель оставил авто в зоне действий знака «остановка запрещена» — заплатит 255 гривен, а если бросит транспорт в неположенном месте, припаркуется на зеленой зоне или ближе чем 10 метров от пешеходного перехода — придется выложить 510 гривен. Он может оплатить штраф в первые 10 дней — тогда с него возьмут только половину суммы, если с 11 по 30-й день — всю, а вот если за месяц так и не расплатиться за нарушение, то в ведомстве обещают принудительное взыскание с арестом имущества, транспорта и прочими неприятностями.
Если говорить про алгоритм действий инспектора, то он довольно прост и уже отработан. Специалист выявляет авто, которое нарушает ПДД. При помощи рабочего планшета фотофиксирует его с нескольких ракурсов, включая одно изображение с привязкой к недвижимому объекту, например, зданию. Все фотографии отправляет на сайт городского совета, включая информацию о времени, дате и геоданных авто. Используя базу МВД НАИС, инспектор устанавливает владельца и выписывает постановление, копию которого кладет под дворник, а оригинал документа в конце рабочего дня отдает в административную комиссию горисполкома. В течение трех дней нарушителю будет отправлена дополнительная копия постановления в формате заказного письма по месту жительства. Получит он письмо или нет — никак не повлияет на штраф. Что касается машин с еврономерами — порядок действий будет такой же, однако вместо национальной базы данных инспекторы найдут владельца через погранслужбу, которая сообщит о том, кто ввез данный автомобиль на территорию страны.
Терминалов для оплаты штрафов у инспекторов при себе не будет. Его работа, как поясняет Щербань, больше направлена на работу без водителя: увидел неправильно припаркованную машину, составил постановление и пошел дальше. Вдобавок, согласно законодательству, принимать деньги за штраф на месте он просто не имеет права.
Единственным участком парковки, который не вошел в компетенцию инспектора, являются места для инвалидов. Санкции в отношении них, говорят в департаменте, остаются прерогативой полиции.
Что касается приоритетности, то пока инспекторов мало — мониторить будут только центральный район. С увеличением количества рабочих расширяться будет и масштаб работы.
«Самыми загруженными точками в плане нарушений остаются центр, рынки и прибрежная зона», — говорит Щербань.
До конца 2019 года количество инспекторов увеличится на 10 человек. В ведомстве обещают и 2 эвакуатора, по которым сейчас проходит тендер. Как только появится спецтранспорт, автомобили, нарушающие ПДД, будут эвакуированы на штрафплощадку. Согласно законодательству, инспекторы могут это делать без вызова полиции. Прежде всего, эвакуированы будут те авто, которые «существенно нарушают проезд транспорта». Штрафплощадку обещают сделать муниципальной, сейчас территорию в ведомстве мониторят по ценовым показателям.
В 2020 году в департаменте обещают 50 инспекторов и больше эвакуаторов. В идеале, отмечает Сергей Щербань, это 120 инспекторов и 80 спецмашин — по 2 эвакуатора на район и дополнительные машины на вызовы. С таким арсеналом, по словам чиновника, город удастся очистить от стихийной парковки.
«Наша цель — не составлять постановления, не штрафовать, а обезопасить людей и создать комфортные условия в городе», — добавил Щербань.
Отметим, что инспекторы действуют на основании Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств». Он вступил в силу в сентябре 2018 года. Согласно этому закону предусмотрено, что полномочия для контроля остановки, стоянки и парковочного сбора возложено на местные советы. В Одессе это — городской департамент транспорта. В рамках ведомства создано два новых отдела: отдел инспекторов по паркованию и отдел административной практики.
Фото — Кирилл Печерик.