В Одессе уже объявили конкурс на определение инвестора для внедрения в городском общественном транспорте системы электронного билета. Заявки принимает муниципальный департамент транспорта и связи с 28 декабря по 22 января 2018 года по адресу: Одесса, ул. Богдана Хмельницкого 18 (тел. (048) 705-9802, e-mail: dtks@omr.odessa.ua). Заседания конкурсной комиссии пройдут в период с 23 по 31 января. А к 2 февраля будет определен победитель конкурса, который и запустит электронный билет сначала на муниципальном электротранспорте, а затем и на транспорте частных перевозчиков.
Условия для конкурса и участия в нем инвесторов городской совет одобрил своим решением на сессии 4 октября. Детально с условиями и техническими требованиями можно ознакомиться по ссылке. Если говорить о них вкратце, то инвестор внедряет электронный билет, получает после этого 100% всей оплаты за проезд в трамваях, троллейбусах и автобусах. 90% от суммы инвестор будет перечислять перевозчикам, а за свои услуги получит комиссию в размере не более 10% суммы платежей за проезд - на основании отдельных договоров с перевозчиками. Такая схема будет продолжаться до 15 лет, после чего инвестор передаст систему электронного билета городу.
Утвержденное Положение об электронном билете предусматривает, что он должен быть внедрен во всем городском транспорте и определяет его текущее минимальное количество: 145 трамваев, 88 троллейбусов, 1171 автобус, всего 1404 единицы. Технически инвестор должен обеспечить оплату проезда бесконтактной карточкой по технологии Mifare Ultralight C или ее аналогом, QR-кодом с бумажного билета или экрана мобильного телефона, при необходимости - наличными деньгами в салоне транспортного средства. Все расчеты и обмен информацией должны проходить в режиме реального времени через центральный сервер. Система должна поддерживать широкий и гибкий спектр тарифных планов, зональной оплаты и мультимодальности поездок. К системе можно будет подключать системы электронного банкинга, электронного правительства, торговых сетей, социального обеспечения и базироваться на электронных учетных записях.
Важно, что электронный билет должен предусматривать автоматическое перечисление суммы компенсаций перевозчикам за проезд льготных категорий пассажиров.
В начале этого года стоимость электронного билета для Одессы была меньше на треть - речь шла о сумме в 300 миллионов гривен. В таком виде его в мае презентовали министру инфраструктуры Владимиру Омеляну. И эта сумма примерно соответствовала размеру кредитов, выданных ЕБРР на реализацию электронного билета Виннице и Львову - по 8 и 10 миллионов евро.
Стоимость внедрения электронного билета в Одессе рассчитывалась муниципальным департаментом экономического развития исходя из усредненного тарифа на проезд в городском транспорте в 4 гривны (3 грн. - электротранспорт, 5 грн. - частные перевозчики на автобусах). В итоге она составляет для инвестора порядка 300 миллионов гривен - примерно столько, сколько планировалось ранее для внедрения электронного билета за бюджетный счет.