На минувших выходных на перекрестке улиц Преображенской и Новощепной Ряд начали укладку стальной арматуры под железобетонное монолитное основание для трамвайных путей. Рельсы здесь образуют "треугольник", проезд по которому будет возможен во все стороны. Это совершенно новая технология для Одессы, хотя она уже давно применяется во многих других городах Европы, Америки и не только. В Украине подобные монолитные железобетонные основания трамвайных путей применялись в последние несколько лет в Харькове, а также в Киеве и Львове.
Данная технология отличается долговечностью на срок от 20-30 лет и более. Но при этом сами рельсы, уложенные поверх бетонного основания, можно относительно легко заменить. Недостатком же является сравнительная дороговизна, а также необходимость капитальных работ по демонтажу этого железобетона в случае необходимости ремонта подземных инженерных коммуникаций. Впрочем, их здесь тоже заменили на новые, с применением пластиковых и металлопластиковых труб - также весьма долговечных.
Следует ожидать, что в ближайшие дни на этом перекрестке начнется заливка бетона.
В то же время на самой Преображенской земляные работы еще продолжаются. Но даже здесь виден прогресс - грунт выровнен под укладку асфальтовой подушки под бетонные плиты основания трамвайных путей по технологии BKV, а также под гидроизоляцию и новую автомобильную проезжую часть.
Таким образом, действительно в первую очередь будут обеспечивать прямой проезд трамваев по Новощепному Ряду. Это позволило бы открыть движение трамваев от Старосенной площади до улицы Старопортофранковской - трамвая №10 с Черемушек до Тираспольской площади и маршрута №3 от Люстдорфа до Херсонского сквера или улицы Пастера - в объезд через улицы Старопортофранковскую и Тираспольскую. Также можно было бы запустить маршрут №11 между Алексеевской и Старосенной площадями.
В то же время озвученные ранее чиновниками сроки завершения хотя бы одного этапа работ до осени 2021 года уже сорваны. Вряд ли стоит ожидать технической возможности запуска движения трамваев хотя бы в указанном выше варианте ранее середины октября. А сроки завершения ремонта самой Преображенской и, особенно, ее перекрестка с Пантелеймоновской стоит ожидать уже в 2022 году. Это не нарушит условий договора с подрядчиком, но создает дополнительные неудобства для одесситов из-за разорванности единой трамвайной сети Одессы на две части.
Тендер на этот ремонт еще в марте выиграла компания "Ростдорстрой", та самая, которая проводила ремонт соседнего Новощепного Ряда и уже ремонтировала участок Преображенской от Тираспольской площади до Софиевской, и саму Софиевскую. Сейчас ремонт одного квартала Преображенской обойдется в 90 миллионов 446 тысяч гривен.