Условно боевые: мог ли украинский флот помешать захвату Крыма?

Источник:  flot2017.com  /  10:23, 17 Февраля 2021

Вопрос о том, могла ли Украина зимой – весной 2014 года отразить российскую интервенцию на полуостров, ныне стал очень актуальным. При этом куда-то на задний план уходят технические моменты, а были ли в Крыму боеспособные части и чем именно из боевой техники они располагали

Приближается седьмая годовщина начала оккупации Крыма. Вопрос о том, могла ли Украина зимой – весной 2014 года отразить российскую интервенцию на полуостров, ныне стал очень актуальным. При этом куда-то на задний план уходят технические моменты, а были ли в Крыму боеспособные части и чем именно из боевой техники они располагали. «Флот-2017» рассказывает о ситуации с ВМСУ.

Итак, по состоянию на начало 2014 года, в Крыму базировались основные силы, корабельный состав, авиация и части береговой обороны ВМС Украины со всеми складами и службами. А это 17 боевых кораблей, до 30 судов обеспечения, несколько десятков катеров, до 30 самолетов и вертолетов, до 40 танков, 90 БМП, 190 БТР, а также 60 артиллерийских и минометных систем.

Что касается кораблей и судов, то в Крыму они базировались в трех пунктах:

— Севастопольская (Северная) бухта: корвет «Тернопіль», корабль управления «Славутич», морской буксир «Корець», буксир «Красноперекопськ» и фрегат «Гетьман Сагайдачний;

— Стрелецкая бухта: подводная лодка «Запоріжжя», ракетный корвет «Придніпров’я», ракетный катер «Прилуки», корветы «Хмельницький» и «Луцьк», корабль управления «Донбас», а также вспомогательные суда и катера: танкеры «Бахмач» и «Фастiв», судно размагничивания «Балта» и другие;

— Южная военно-морская база (озеро Донузлав): корвет «Вінниця», морские тральщики «Чернігiв», «Черкаси», рейдовый тральщик «Генічеськ», большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський», средний десантный корабль «Кіровоград», противопожарный катер «Євпаторія», транспорт «Горлівка», морской буксир «Ковель», а также несколько катеров.

Украинские корабли после захвата Крыма

За пределами Крыма находились Западная военно-морская база, дивизион речных катеров в Одессе и 73-й морской центр специальных операций и арсенал в Очакове.

Все корабли и суда ВМСУ, за редким исключением, были получены Украиной после раздела бывшего Черноморского флота СССР. Причем это были далеко не самые современные корабли. Так, флагманом флота стал пограничный сторожевой корабль без ракетного вооружения, который гордо назвали фрегатом «Гетьман Сагайдачний». Мало того, флотские структуры за время независимости деградировали, а были суда, которые годами не выходили из гавани.

На тот момент средний срок службы корабельного состава составлял от 20 до 35 лет. Фактически ресурс был полностью исчерпан и корабли требовали постоянных ремонтов. К примеру, по состоянию на 2013 год, из всего вспомогательного флота только одно (!) судно считалось полностью технически исправным – все остальные требовали ремонта: от текущего до капитального с докованием.

А поскольку финансирование вооруженных сил и флота, в частности, было крайне недостаточным, то по состоянию на весну 2014 года, в условно боевом состоянии находились всего несколько боевых кораблей – флагман «Гетьман Сагайдачний», корвет «Тернопіль», корабль управления «Славутич» и большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський».

Фактически, более или менее подготовленными были только морские пехотинцы, которые прошли кое-какую подготовку по стандартам НАТО. Таким образом, ВМСУ, по состоянию на январь-март 2014 года вряд ли были готовы к серьезному противостоянию на море.

Оккупация Крыма Россией больше всего ударила по флоту – до конца марта 2014 года, несмотря на отдельные факты сопротивления со стороны украинских моряков, российские военные под прикрытием местного населения и «самообороны Крыма» взяли под контроль весь флот.

Благодаря мужеству летчиков 10-й морской авиационной бригады, из Крыма удалось вывести всего 3 самолета и 4 вертолета. По состоянию на 26 марта вне Крыма находился фрегат «Гетьман Сагайдачний» (выполнял антипиратскую миссию в Индийском океане –возвращен в Одессу 5 марта), артиллерийский катер «Скадовськ», 8 кораблей и катеров обеспечения. Остальные 51 кораблей остались под контролем россиян.

Фрегат «Гетьман Сагайдачный» не попал в плен к противнику

Поначалу Россия все захваченные корабли собиралась включить в состав своего Черноморского флота, однако после обследования технического состояния от этого отказались. При этом и отдавать Украине современные суда и корабли не спешили: 11 апреля Украина получила назад ракетный катер «Прилуки» (без противокорабельных ракет П-15) и танкер «Фастів». Затем при посредничестве Беларуси к 3 июня были возвращены 35 кораблей и катеров вспомогательного флота.

Ныне в руках россиян остаются около 30 кораблей и катеров. В марте 2020 года в бухту Инженерную (Севастополь) были перемещены – большой десантный корабль «Костянтин Ольшанський», средний разведывательный корабль «Славутич», судно для собирания нефти МУС-482, гидрографический катер «Сквира» (U635), противодиверсионный катер «Феодосія» (U240) и подводный корабль «Запоріжжя» (U01). Нет информации о том, где находятся, например, корвет «Тернопіль» (самый современный боевой корабль в ВМСУ, спущен на воду в марте 2002 г.), малый противолодочный корабль «Хмельницький», корветы «Луцьк» и «Придніпров’я». В любом случае без надлежащего технического обслуживания они постепенно превращаются в металлолом.

Из оригинальных вариантов использования стоит отметить предложения ряда российских ветеранских организаций создать из подводной лодки «Запоріжжя» плавучий музей. А вот, как минимум, один «борт» (правда списанный из боевого состава ВМСУ еще в 2011 году и с того времени находившийся на территории феодосийского завода «Море») малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» в начале 2021 года был передан в парк «Патриот» в Севастополе.

В целом можно говорить о том, что находящиеся в руках россиян украинские суда после семи лет простоя не представляют никакого интереса для Украины. Даже в случае передачи обратно провести капитальный ремонт будет дороже чем купить какое-нибудь подержанное плавсредство на Западе. Для россиян же эти корабли чисто теоретически могут представлять ценность исключительно как источник запасных частей.

Михаил Жирохов

Наверх