Сейчас Слободка входит в состав Суворовского района Одессы, раньше же она была в Ленинском районе. В широком смысле Слободка охватывает достаточно большую по площади часть Одессы, ограниченную улицами Балковской, Михаила Грушевского, окраиной города со стороны села Усатово и Шкодовой горы. Но в более узком смысле Слободка - это историческое предместье Одессы, известное с XIX века как Слободка-Романовка. Это тоже достаточо обширный район между железной дорогой и улицей Академика Воробьева, именно здесь, в самой старой части Слободки проходит кольцевая линия 15-го трамвая.
Панорама Слободки со стороны сквера имени Старостина
Сейчас на "большой" Слободке живут более 40 тысяч человек, в том числе в многоэтажных кварталах между Балковской и железной дорогой, а также вдоль улицы Сергея Ядова. Но на, собственно, Слободке - всего около 10 тысяч человек.
Предместье Слободка-Романовка известно еще примерно с 1820-х гг., таким образом, история нынешней Слободки уже переваливает за 200 лет. Другие районы, такие как, например, Кривая Балка, Новая Слободка, сложились позже - уже в советское время, на основе загородных сельскохозяйственных хуторов и поселений.
Сейчас это - район частного сектора с, преимущественно, одноэтажными домиками. Иногда встречаются двухэтажные доходные дома старой постройки, рубежа XIX-XX столетий, есть даже парочка трехэтажных.
В последние лет 15 к исторической застройке Слободки добавились малоформатные многоквартирные дома высотой от 3 до 5 этажей. Как правило, их строили на месте старых частных домиков и продавали квартиры. Именно на Слободке начали строить такие дома в частном секторе еще в период строительного бума 2006-2008 гг.
Большинство частных домов на Слободке выходят фасадами на улицу, они построены еще в дореволюционное время по квартальной схеме, с двориками внутри застройки. Это было обусловлено особенностями выдачи земельных участков под застройку в XIX веке - новым жителям давали совсем крохотные участки, площадью от 2 до 5 соток земли.
Слободка-Романовка изначально была преимущественно украинским предместьем. Здесь охотнее всего селились сначала чумаки, которые возили на подводах грузы отовсюду в Одессу. Слободка оказалась очень удобно расположенной - сравнительно недалеко от порта, неподалеку от источников воды в Водяной и Кривой балках, с выходом на основные ведущие в город дороги - к Балте (через Межлиманье), Тирасполю, Дальнику и Овидиополю. Затем, с появлением железной дороги, основной "работой" жителей Слободки стал частный конный извоз. Тут жили и биндюжники, промышлявшие грузоперевозками локального характера (внутри города, в пригородах и в порту), и пассажирские извозчики ("ваньки"). Исходя из этого сложился и основной архитектурный тип домиков на Слободке - с широкими капитальными воротами во внутренние дворики, где располагались конюшни.
Сейчас, разумеется, никаких конюшен уже нет. А в глубине слободских двориков - обычное жилье. В результате, в одном дворе проживают несколько семей в своих домиках-квартирах. Такой тип жилья, фактически в частном секторе, фактически в собственном доме, с собственным или общим двориком, с палисадниками, но все-таки с соседями, одесские риелторы зачастую называют "квартира на земле".
Историческим центром Слободки является "базарчик" - довольно большая площадь с храмом и рынком. Базарчик функционирует и сейчас, сохраняя свое локальное, районное, значение. Среди продавцов тут есть и местные жители, выращивающие на своих крохотных участках овощи, фрукты и зелень, есть и традиционные уже для современных одесских рынков "перекупщики". В советское время базарчик "дополнили" домом быта.
Первый храм на Слободке - церковь Рождества Богородицы построили в 1854 году. После 1898 года построен ныне существующий храм - первоначально церковь Вознесения, сейчас Свято-Рождество-Богородичный храм.
А вот сама площадь, на которой расположены храм и рынок, именуется площадь Молодежи.
Другие улицы именуются в честь писателей, полярников, партизан, ученых и украинских деятелей. Например, родная улица одесского партизана Яши Гордиенко - названа в его честь, к психиатрической клинике выходит улица Бехтерева, есть улицы Салтыкова-Щедрина, Гарина, Ломоносова, а также Тихая и Дальневосточная.
Большинство улиц Слободки - узкие, зачастую покрытые низкокачественной булыжной мостовой периода 1925-1940 гг. До этого Слободка была не самым благоустроенным районом - без мощения, без водопровода, без канализации. Лишь в советские довоенные годы здесь начали массово мостить улицы, прокладывать трубы и проводить электричество.
Тогда же, в 30-е годы, на Слободке построили кинотеатр и современную на тот момент школу - это нынешние школа №76 и превращенный в культурный центр бывший кинотеатр имени Старостина. И уже в послевоенные годы Слободка "обросла" рабочими поселками - Нефтяников, Дзержинского и другими.
Слободка с конца XIX века стала местом строительства "медицинского городка". На городской окраине построили Новую городскую больницу по проекту архитектора Владислава Домбровского. Она затем в советское время до 1980 года была областной больницей, а сейчас - городская больница №11.
Рядом построили психиатрическую клинику, а в советское время - еще и областную детскую больницу.
Основной транспорт на Слободке - это трамвай. Его разворотное кольцо охватывает несколько кварталов - по улицам Рачкова, Академика Воробьева, Слободской и Училищной.
Трамвай буквально "петляет" по узким улочкам вроде Салтыкова-Щедрина или Нерубайской. Чтобы трамвай мог вписаться в некоторые повороты, рельсы еще в начале 1950-х при перестройке путей с узкой колеи на широкую проложили петлями.
Сейчас тут ходят маршруты №15 (идет затем через центр города на Тираспольскую площадь и далее, мимо "Привоза", на Молдаванку и Алексеевскую площадь) и №22, который от Слободки вызежает по улице Балковской на Пересыпь и следует в Лузановку.
На одной из окраин Слободки - трамвайное депо, построенное на месте старого депо конки к 1912 году.
Около самой железной дороги - "экипажи", то есть общежития курсантов Морской академии.
Там, где Слободка граничит с Пересыпью, около железной дороги, выходит Известковый спуск. Сейчас он вымощен бетонными плитами, а до Второй мировой войны по нему проходила линия трамвая, связывающая Слободку с Херсонским сквером.
На Известковом спуске стоят "пьяные" дома, есть стадион и даже несколько уцелевших металлических опор контактной сети старого узкоколейного трамвая.
Тут же - самое печальное место Слободки. Нынешняя территория швейной фабрики в годы Второй мировой войны была гетто, куда в конце 1941 года согнали около 35-40 тысяч евреев.
Выжили там в условиях невероятной тесноты, голода и холода не более половины - только для того, чтобы их потом перевезли в лагеря смерти в нынешней Николаевской области.
Так или иначе, Слободка - это ближайший к историческому центру Одессы район частного сектора. 10-15 минут езды на трамвае - и мы уже на Тираспольской площади. 10-15 минут пешком - и мы уже в районе улицы Старопортофранковской или Пастера.