Одесский трамвай маршрута №5 сейчас имеет одну из конечных остановок прямо на площади у автовокзала, что чрезвычайно удобно для пассажиров междугородних автобусов. Но до марта 2007 года, пока не была проведена комплексная реконструкция улицы Колонтаевской - кратчайшего пути из центра Одессы к автовокзалу, трамвай №5 разворачивался на кольце около Староконного рынка, в паре кварталов от автовокзала. Как это выглядело - в подборке фотографий десятилетней давности от издания "Пассажирский Транспорт".
Конечная 5-го трамвая на Косвенной около Староконного рынка
Изначально линия трамвая в довоенные годы проходила по улице Косвенной и соединялась с линией по улице Градоначальницкой. Но в послевоенные годы ее не восстанавливали, устроив для 5-го маршрута разворотное кольцо вокруг жилого квартала рядом со Староконным рынком. В 1961 году линию перестроили с узкой (1000 мм) на широкую колею.
Одесский ретро-трамвай на Староконном рынке
До середины 1980-х маршрут №5 обслуживался, одним из последних в Одессе, двухосными вагонами модели КТМ-2 советского производства архаичной конструкции. Лишь с этого времени на 5-ке начали работать привычные одесситам еще с 1966 года "Татры". И с 2008 года только на этом маршруте работают самые вместительные одесские трамваи производства "Татра-Юг".
Старый трамвай КТМ-2 у Староконного рынка, фото Михаила Исаева, 1983 г.
То же место в немного другом ракурсе, 2006 год
После того, как в 2000-х гг. началось постепенное расширение с реконструкцией Староконного рынка, перешедшего в собственность подконтрольной строительному бизнесмену Руслану Тарпану группы компаний "Инкор", в течении нескольких лет конечная остановка трамвая располагалась посреди торговых рядов.
Слева и справа от трамвая до примерно 2004-2005 гг. стояли жилые дома в 1-2 этажа - типичные старые дворики одесской Молдаванки
Квартал жилых домов по улице Косвенной внутри трамвайного кольца снесли, а на его месте располагались сначала просто торговые ряды Староконного рынка, а затем и более капитальные магазины и павильоны.
Именно в это время, в 2004-2007 гг. можно было созерцать типичную для городов Востока картину, которую можно было увидеть в Каире, Баку, Ташкенте и других - трамвай на базаре. Отличие только в том, что в вышеперечисленных городах трамвай за последние 10-15 лет полностью уничтожен, а в Одессе система трамвая понемногу, со скрипом, но таки развивается.
Трамвай идет по торговому ряду Староконного рынка, лето 2006 г.
Въезжая на разворотное кольцо с улицы Косвенной, трамвай проходил по торговым рядам, разворачивался и останавливался на конечной под жилыми домами старой Молдаванки. Сейчас на месте этой бывшей конечной - развороченные до сих пор, 10 лет спустя, остатки асфальта вперемешку с шпалами.