Сразу после покушения на аннексию Крыма Кремль начал активноанонсировать многочисленные инфраструктурные проекты, масштабы которых должны были «поразить весь мир». Это сопровождалось массовыми обвинениями Украины, которая якобы «привела полуостров в упадок, не заботилась о благополучии крымчан». Миссия России заявлялась в якобы «освобождении и возрождении» Крыма, по крайней мере так это должно было выглядеть в российской пропаганде. Прошли годы оккупации, и стало очевидно, что ни одно «крымское» обещание Кремля так и не было полностью выполнено, говорится в материале на сайте Ассоциации реинтеграции Крыма.
Как правило, инфраструктурные проекты делались захватчиками «везде и понемногу», в основном для того, чтобы создать хорошую картинку для российской пропаганды. Такая история сложилась в оккупированном Крыму и со строительством дорог, поскольку эта сфера сразу «заинтересовала» российские власти не только своим военным значением, но и коррупционным потенциалом. Сегодня мы хотим остановиться на строительстве трассы «Таврида», которая стала одним из наиболее амбициозных проектов Кремля. Разбираться в ситуации будет эксперт Ассоциации Реинтеграции Крыма Виктор Филатов.
На своем официальном сайте так называемое «Министерство транспорта Республики Крым» разместило целую хронологию строительства трассы «Таврида», из которой видно, что 250 километров дороги строили почти три года. Но компании-подрядчику «ВАД» так «понравилось сотрудничать» с крымскими «властями», что они приступили к строительству и «восьмого этапа трассы» в Севастополе. Кроме этого, продолжаются работы по строительству «участка трассы Симферополь – Евпатория». Есть еще несколько дорог, ставших продолжением трассы «Таврида», которые планируется построить в ближайшие годы.
Все работы на «Тавриде», от «проектирования до передачи в эксплуатацию», осуществляются уже упомянутой компанией «ВАД», о роли которой мы еще укажем отдельно. Причем в местных, подконтрольных агрессору медиа писали, что крымчане якобы «с ужасом вспоминают» времена до 2014 года поскольку, якобы «дороги здесь вообще не строились». Однако никаких фамилий эксперта либо местного жителя, которые это «вспоминают», конечно не приводится, и это очень типично для агрессора: обвинять не только без каких-либо аргументов и доказательств, но и вопреки объективным фактам. Ведь до 2014 года общее состояние дорожного покрытия полуострова и его разветвленность были одними из лучших по сравнению со всеми регионами Украины. Кроме того, до оккупации украинские власти, по меньшей мере, успешно осуществили в сложном рельефе строительство объездной дороги Севастополя и проводили строительство объездной дороги Симферополя.
Отметим, что во время строительства трассы «Таврида» рабочие встретили старую пещеру, представляющую большую историческую ценность. Они не остановили работы, не перепланировали строительство, а банально продолжили строить трассу над найденной пещерой, что с годами может привести к ее разрушению. Но что говорить о доисторических пещерах, если «строительство века» оставило тысячи крымчан без элементарных благ цивилизации. Речь идет о том, что трасса не предусматривает съездов в местные села, и крымчане вынуждены преодолевать лишние десятки километров. Это касается и пешеходов, ведь построенные временные подземные пешеходные переходы почти всегда подтоплены, а люди вынуждены идти пешком по 10 километров через сельские обходные дороги.
Некоторые факты вообще не вкладываются в голову, например, жители села Ерофеево Ленинского района вынуждены почти переползать трассу «Таврида». За неимением надземных переходов, они банально переползают под отбойниками для того, чтобы попасть в райцентр, где сосредоточены все «социальные и финансовые службы», аптеки и магазины. Учитывая движение на магистралях, они прямо рискуют собственной жизнью. А еще рискуют жизнью и водители, двигающиеся по трассе.
По данным даже объективно ограниченных в высказываниях крымских активистов, смертность от ДТП на трассе «Таврида» в четыре раза выше, чем на федеральных трассах самой России. Причины этого очевидны: незавершенность строительства, отсутствие знаков и разметки, отсутствие обочины, отсутствие надземных пешеходных переходов. Все вышеуказанные проблемы можно объединить в одну – грубые нарушения при строительстве и введение наспех незавершенной трассы в «эксплуатацию». И здесь тоже есть несколько факторов. Во-первых, российским войскам нужны автобаны между Ростовым, Новороссийском и Севастополем, во-вторых, российской пропаганде необходимо отчитываться и продолжать создавать миф о «райском месте для туристов», а в-третьих, агрессору необходимо вовремя «осваивать бюджетные средства», ведь в будущем их просто может уже и не стать.
И здесь мы подходим к самому интересному, ведь именно последняя «проблема» коррупционеров заставила их так активно действовать. Напомним, что в начале строительства «глава Крыма» Сергей Аксенов говорил о «бюджете строительства в размере 85 миллиардов рублей». Через полгода бывший «вице-премьер» «администрации» оккупантов Олег Казурин называл цифру в 139 миллиардов, но позже силовики оккупантов задержали его на взятке. В начале 2017 года министр транспорта России Максим Соколов озвучил практически такую же сумму – 140 миллиардов рублей, и, наконец, в конце 2017 года оккупанты «остановились» на сумме 168 миллиардов рублей.
При этом «подрядчиком» строительства, без каких-либо «конкурсных процедур», было назначено ЗАО «ВАД», о котором мы уже упоминали. Неудивительно, что результаты «государственной экспертизы» по оценке строительства трассы, оккупационные «власти» тщательно скрывают, и даже лояльным режиму российским медиа сложно получить эти сведения. Крымские «чиновники» наперебой отмечают, что бюджет «строительства это не главное», ведь «главное – это социальный эффект и грузопоток».
Возникает простой вопрос, можно ли назвать переползание по «федеральной трассе» надлежащим социальным эффектом. Скорее всего, это просто издевательство над крымчанами от «властей» оккупантов. Также непонятно, о каком «грузопотоке» можно говорить, когда на трассе «Таврида» почти ежемесячно происходят ДТП с участием фур. Последний случай произошел в середине января 2022 года, когда три грузовика и десять легковых автомобилей попали в ДТП. Страдает и крымская природа, поскольку вдоль десятков километров трассы в Белогорском районе уничтожены зеленые насаждения. Примечательно, что это было составной частью коррупционной схемы. Дело в том, что в «бюджет строительства» трассы «Таврида» было заложено 240 миллионов рублей на «озеленение участков вдоль трассы». Впоследствии «подрядчик» заявил, что осуществлять это он не будет, ведь есть определенные «технические сложности», а на выделенные средства будут осуществлять «компенсационные высадки деревьев». Однако эти работы, конечно, так и не были проведены.
Конечно, никто никому не отчитывался и о выделенных деньгах, но главная проблема в том, что для отмывания «бюджетных средств» были уничтожены многолетние хвойные насаждения. И это очень значительная потеря для экосистемы оккупированного полуострова, ведь подобные растения растут многие десятилетия. Такое варварское отношение уже принесло свои результаты. Так, крымчане начали замечать на отдельных участках новой, но недостроенной трассы, оползни, образовавшиеся в результате ее ненадлежащего проектирования и уничтожения растений на обочинах. Для крымчан даже раздаются призывы передвигаться в поезде и обходить злосчастную трассу «Таврида».
Речь идет не только о самой дороге, ведь в результате нарушения технологии ее строительства начали появляться трещины в домах и заборах крымчан в частном секторе недалеко от трассы. Кроме этого, проседание «Тавриды» более чем на три метра привело к разрушению дорог в близлежащих селах. Крымчане даже делали селфи в ямах и посылали оккупационной «администрации», но, конечно же, никакой реакции на это не получили. Наверное, для крымских «чиновников» это не новость, поскольку они хорошо понимают, что качественно строить на коррупции не получится по определению.
Строительство трассы «Таврида» повлекло за собой еще одну проблему. Дело в том, что оккупационные «власти» начали отбирать у крымчан дома и земельные участки, ссылаясь на то, что «на месте этих объектов будет проходить новая трасса федерального значения». Речь идет об отрезке трассы «Симферополь – Евпатория». Также в Севастополе разгорелся скандал между оккупантами и горожанами, проживающими по улице Чернореченской в доме 119. В 2019 году им безо всяких предупреждений сообщили, что их дом «попадает под изъятие», а жильцов переселят в другой дом. И это только начало проблем для местного населения, через дома которых пройдет новый участок трассы. Оккупационные «власти» приняли решение строить трассу через несколько крымских сел, где по ее «официальным данным» придется изъять 177 земельных участков и снести 58 жилых домов. Просьбы и призывы местных прокладывать трассу подальше от их жилья были, конечно же, оккупантами проигнорированы.
Необходимо отметить, что строительство трассы «Таврида» выгодно олигархам, приближенным к Путину. С начала оккупации они массово противоправно присваивают на полуострове земельные участки, санатории, гостиницы и другие инфраструктурные объекты. Таким образом, Путин пытается дать возможность заработать подсанкционным бизнесменам, поддерживающим Кремль и несущим личный ущерб от международной экономической изоляции России. Но вернемся к зарегистрированному в Вологде ЗАО «ВАД», которое без каких-либо «конкурсных процедур» и «тендеров» строит трассу «Таврида». Эта компания принадлежит бизнесменам Валерию Абрамову и Виктору Перевалову, которых российские медиа называют «людьми Ротенбергов». Речь идет о братьях Борисе и Аркадии Ротенбергах, которые являются «друзьями детства» Путина, и в свое время контролировали строительство «Керченского моста». Эти братья четыре года занимают второе место в рейтинге самых богатых людей России по версии «Forbes».
Такая близость к Кремлю объясняет покорность оккупационной «администрации», которая готова выселять крымчан для удовлетворения своих кураторов из Москвы. Кроме дорог и мостов в оккупированном Крыму, братья Ротенберги с начала оккупации получили «контрактов» на общую сумму около 40 миллиардов рублей. Ожидается, что строить новый участок трассы «Таврида» «Симферополь – Евпатория – Мирный» Аксенов «разрешил» исключительно ЗАО «ВАД».
Подконтрольный агрессору «глава Крыма» даже «выдал целое распоряжение» от 5 октября 2021 года № 1507-рг «Об определении единого подрядчика». Согласно этому «документу» из «республиканского бюджета» оккупированного Крыма «подрядчику» было «авансом» перечислено 30% «суммы контракта» то есть около одного миллиарда рублей. При этом в указанном «документе» на его двух страницах даже формально не указаны «обязательства подрядчика» либо «основания его ответственности». То есть оккупационные «власти» готовы слепо перечислять деньги «подрядчику», который на строительстве основного участка трассы «Таврида» уже заведомо допустил многие технологические нарушения.
Отметим, что компания «ВАД» также получает без тендера подряды на ремонт дорог в крымских городах. В течение 2021 года ЗАО «ВАД», по сути, стало монополистом в сфере ремонта крымских дорог, и ни одна другая компания даже не может приблизиться к «конкурсным процедурам». США и ЕС включили компанию в санкционный список за работу на оккупированной территории, но это не мешает ей получать миллиардные «заказы» от самопровозглашенной крымской «власти». Владельцы компании Перевалов и Абрамов также являются учредителями еще двух ООО, занимающихся добычей полезных ископаемых и декоративных строительных материалов, это «ЦБИ-Калининград» и «Карелприродресурс». Скорее всего, эти компании еще проявят себя на оккупированном полуострове.
Впрочем, эксперты отмечают, что владельцы ЗАО «ВАД» не спешат, в отличие от других друзей Путина, захватывать в свою пользу крымскую недвижимость, земли и пляжи. Они просто зарабатывают на оккупированной территории огромные деньги, и, скорее всего, хорошо понимают, что в последующем полуостров придется возвращать под контроль Украине. А еще они строят некачественные дороги, не соответствующие технологиям, на которых ежегодно гибнут крымчане.
Но пока им удается это делать, поскольку почти все условия крымские «чиновники» сознательно приспосабливают под них. Для бенефициаров «ВАД» даже был принят «специальный порядок государственных закупок», согласно которому «назначать единого подрядчика или поставщика» можно отдельным «распоряжением главы Крыма», которое, как мы видим, и происходит.
Компании даже не нужно проходить «тендерные процедуры», доказывать свою платежеспособность и «соответствие материально-технической базы условиям и характеру работ», достаточно просто быть в «кругу друзей» Путина из группировки «Озеро». Чтобы это как-то объяснять, оккупационные «власти» Крыма отмечают, что ради такой компании, являющейся «лучшей на рынке строительства автомобильных дорог», можно сделать «исключение». Доходит до совершенно смешных случаев. Например, после «инспектирования строительства» трассы «Таврида», министр транспорта РФ Евгений Дитрих признал работы некачественными и даже инициировал увольнение так называемого «директора» подконтрольного оккупантам «Крымавтодора» Дмитрия Кривенко.
Очень показательно, что это решение было принято после того, как Министерство финансов РФ приняло решение сократить финансирование «администрации» оккупированного полуострова. Но есть информация, что причиной такого увольнения было не действительно некачественно выполненные работы, а сугубо нежелание «чиновника» принимать «главную роль» в коррупционных схемах на строительстве трассы «Таврида». Конечно, к фирме «ВАД» как к «подрядчику» у министра транспорта не возникло никаких вопросов, а проблема оказалась лишь в том, что кто-то не хотел садиться в будущем за решетку вместо топ-чиновников Кремля. Ведь после того, как построенные за «федеральные средства» объекты разваливаются, каратели оккупантов имеют привычку прятать за решетку «стрелочников».
Назначенный агрессором «главой» Крыма Сергей Аксенов хорошо понимает, чего от него хотят кремлевские кураторы. В 2018 году российские каратели задержали его «зама» Виталия Нахлупина, который «отвечал за координацию строительства» трассы «Таврида». Нахлупина обвинили в коррупции, а Аксенов не очень активно пытался помочь своему «заместителю». Эксперты отмечают, что это очень напоминает подготовку почвы к дальнейшим масштабным коррупционным схемам в строительстве дорог, когда на должностях должны оказаться только преданные люди, которые за деньги готовы на все. Скорее всего, скоро мы станем свидетелями активизации коррупции в данной сфере.
Пример трассы «Таврида» – это излишнее доказательство того, что основополагающим принципом оккупационной «администрации» являются не какие-то абстрактные «идеалы российского мира», а исключительно личное обогащение за счет населения. Сложно представить, но в середине Европы в ХХІ веке можно пренебрегать всем: безопасностью водителей, конкурентной средой, жизнью местного населения, уникальной экосистемой полуострова, археологическими находками мирового значения – и это все исключительно ради того, чтобы проложить путь недобросовестному «подрядчику», обогащающемуся за счет оккупированных территорий.
В настоящее время на материковой Украине строят сотни километров дорог, соответствующих современным европейским стандартам. Их строят украинские компании, выигрывающие тендеры, создающие новые рабочие места и своевременно реализующие контракты. Эти компании не боятся попасть под санкции, потому что строят легально, а не на оккупированной территории иной страны. А еще все проектные документы и контракты на эти дороги материковой Украины есть в открытом доступе, и каждый гражданин может их просмотреть. Наверное, все это и отличает любое европейское государство от современной автократии, в которой главное – вовремя оказаться среди «друзей президента».