Теоретически монетизация означает, что все льготчики будут оплачивать свой проезд в транспорте сами, «живыми» деньгами. А деньги на это получать от местных властей.
Именно так вы не ослышались. Государство передало полномочия вводить монетизацию, определять ее объемы или же сохранять льготы местным властям в лице областные администраций. Дескать, "реформы, децентрализация, деньги у вас есть — решайте сами".
Теперь самое главное. Постановление определяет минимальные параметры монетизации — необходимо компенсировать не менее 30 поездок в месяц по средней цене коммунального (муниципального транспорта). То есть, областные советы и областные администрации могут установить большие лимиты для монетизации, или же сохранить льготы, а перевозку льготников компенсировать по той или иной схеме перевозчикам — это в их полномочиях. Власти крупных городов, вроде Одессы, где льготников много, этих полномочий лишены и пока что зависят от областей.
Пока же проект настолько сырой, что, как заявил глава департамента транспорта Одесского горсовета Александр Илько, в правительство будут обращаться за разъяснениями.
Важно понимать, что, например, в Одессе тех, кто имеет право льгот на проезд в транспорте согласно Законам Украины — не более 30-40 тысяч человек. Именно они могут гарантированно рассчитывать на монетизацию. А просто пенсионеры, которых в Одессе почти 240 тысяч, имеют право на бесплатный проезд в городском электротранспорте уже не по закону, а согласно решению горсовета еще с 2016 года. То есть, монетизация их если и коснется — то лишь по доброй воле местной власти.
С точки зрения пассажира, монетизация будет означать то, что вместо бесплатного проезда надо будет каждый раз достать деньги из кармана и оплатить проезд, имея при этом прибавку к пенсии в размере от 90 гривен и более в месяц.
С точки зрения перевозчиков это означает увеличение притока денег и, следовательно, возможность обновления подвижного состава в крупных городах. А в сельской местности монетизация даст возможность частным перевозчикам работать там, где автобусных маршрутов отродясь не было. Потому что пенсионеры проезд не оплачивали, а их перевозку ранее никто никак не компенсировал.
С точки зрения бюджета Одессы это означает необходимость тратить ежемесячно не менее 35 миллионов гривен на монетизацию — если вводить ее не только для льготников, но и для всех пенсионеров, и считать по "минимальной" норме. С точки зрения государства это попытка заменить «виртуальные» деньги адресной компенсацией и получить реальные цифры количества льготников и их поездок.
Кстати, в России льготы монетизировали около 10 лет назад — в виде непосредственных денежных выплат. Краткосрочно это привело к тому, что муниципальные перевозчики получили приток "живых" денег и смогли закупить новые троллейбусы и трамваи. Но в последние 3-4 года сокращение пенсионных, «льготных» выплат и падение доходов муниципальных перевозчиков, преобразованных в коммерческие предприятия городской собственности, привели к повсеместному сокращению городского транспорта или даже его ликвидации.
В странах Прибалтики часть льгот сохранилась. Так, в Латвии бесплатно ездят в городском транспорте неработающие пенсионеры старше 60 лет, работающие — имеют скидку. В столице Эстонии Таллине городской транспорт же с 2013 года вообще бесплатный для всех граждан со столичной регистрацией — он полностью дотируется муниципалитетом.
Вместе с тем, прибалтийские пенсионеры могут не задумываться о высокой стоимости разового билета, достигающей одного евро. Они или пользуются имеющимися льготами, либо существенно экономят на покупке проездных билетов, в том числе со скидками.
В большинстве стран Евросоюза льгот нет. Платят все. Но размер пенсии у пожилых людей, гибкие системы скидок на постоянные билеты таковы - что люди в возрасте имеют возможность спокойно платить за проезд. Кроме того, во многих странах с реально действующим социализмом вроде Скандинавии таки есть льготный проезд - для граждан в возрасте свыше, например 65 лет. Почему там не вводят монетизацию? Ответ простой. Легче дать человеку достойную пенсию. А при весьма почтенном возрасте гораздо проще предоставить бесплатный проезд, чем кропотливо считать количество поездок и затем возмещать их стоимость.