С советских времен и до сегодняшнего дня идущие на поселок Котовского трамвайные маршруты начинаются лишь от Пересыпского моста, где образовался мощный пересадочный узел городского транспорта. Ранее отсюда же начинали движение и некоторые автобусные маршруты на поселок Котовского.
Конечная остановка трамваев в сторону поселка Котовского, 1974 год, фото Вольфганг Шрейнер
Сейчас с одной стороны железнодорожной насыпи, на улице Одария, расположена конечная станция трамваев маршрутов №1, 6 и 7, а также некоторых редкоходящих автобусных маршрутов вроде №143. С другой стороны, в начале улицы Приморской - еще одна конечная, на которой разворачивается троллейбус №10 и дублирующая его маршрутка №210. Неподалеку, у подножия Херсонского сквера расположена еще одна конечная станция трамваев - здесь завершаются маршруты №3 (от Люстдорфа), №20 (от Хаджибейского лимана) и проходит транзитом №12 (Слободка - Алексеевская площадь). Ранее, до 2008 года, здесь был еще и трамвай №30, который шел по улице Балковской на Дальние Мельницы.
Конечная остановка трамваев в сторону поселка Котовского, 1974 год, фото Вольфганг Шрейнер
Таким образом, развязка у Пересыпского моста "разрывает" линии электротранспорта, делая, пока что, невозможным путь с поселка Котовского, Лузановки и Пересыпи в центр или любой другой район Одессы без пересадки и связанной с этим потери времени и денег. Имеющийся спрос компенсирован обилием автобусных маршрутов, проходящих Пересыпские мосты транзитом.
На современном фото с высоты птичьего полета запечатлены Пересыпские мосты.
Почему же так получилось, что трамвай не идет с поселка Котовского в центр города, а троллейбус так и не проложили в свое время на поселок Котовского?
Служебная однопутная линия трамвая под Пересыпским мостом
Ответ на этот вопрос нам подсказывают старые фотографии и воспоминания. Все дело в железной дороге, точнее - в существовавшей до 1985 года ветке, пересекавшей прямо под Пересыпскими мостами все магистральные улицы - Черноморского Казачества (Московскую), Атамана Головатого (Богатова, Бажакина) и другие улицы. Иными словами, железная дорога шла прямо по улице Одария (Лесной) и мешала.
Автобусная остановка на улице Московской, на втором плане видно Пересыпский мост и шлагбаумы железнодорожного переезда, май 1976 г., из архива АТП-15123, ныне "Севертранс"
Сейчас по насыпи проходит железнодорожная ветка в Одесский порт. Сразу за мостом над улицей Атамана Головатого она раздваивается - одна линия по высокой насыпи соединяется с магистралью около Слободки и позволяет поездам из порта следовать к станциям Застава-II, Застава-I, Товарная и даже на Одессу-Главную. А вторая ветка с этой же насыпи постепенно "опускается", проходя по длинному виадуку, и позволяет составам двигаться на станции Одесса-Пересыпь и Одесса-Сортировочная.
Кадр из немецкой кинохроники октября 1941 г. Видно двухпутную железную дорогу на насыпи, двухпутную железную дорогу ниже, параллельно насыпи, угловой дом между улицей Лесной (Одария) и железной дорогой, который сохранился до сих пор. Опубликовано в yangur.livejournal.com
До 1985 года из порта вели две ветки с интенсивным движением грузовых поездов. Одна двухколейная ветка, как исторически сложилась, шла по высокой насыпи в сторону станций Застава-I и Застава-II. А вторая, тоже двухколейная, шла на станцию Одесса-Пересыпь, но не по насыпи, а на уровне земли, рядом с ней - и пересекала по пути Газовый переулок, улицы Московскую и Богатова.
До 1936 года под мостом проходило регулярный трамвайный маршрут, причем прямо с Нарышкинского (Маринеско) спуска, но она была закрыта после того, как неуправляемый трамвай на скорости слетел со спуска, в результате чего было несколько десятков погибших и раненых. С тех пор линия трамвая под мостом на десятилетия осталась сугубо служебной.
Пересыпский мост 10-11 апреля 1944 года, видны шлагбаумы переезда, трамвайный тупик и служебный трамвайный путь, пересекающий железную дорогу. Фото предоставлено Анатолием Одайником. На фото поезд, наполненный взрывчаткой, с помощью которого немцы при отступлении собирались подорвать мост, но не успели.
Соответственно, весь поток транспорта в сторону Пересыпи и поселка Котовского был вынужден под Пересыпским мостом пересекать в одном уровне, на переездах, магистральную железную дорогу с оживленным движением поездов.
Вид на улицу Московскую во время демонстрации 7 ноября. Видно шлагбаум, перекрывавший улицу и служжебные трамвайные пути - один идет под мост, второй тупиковый. Фото - www.odessastory.info
Естественно, что трамвайные пути тоже пересекали эту железную дорогу. Но, согласно действовавшим тогда и сейчас нормативам, из соображений безопасности пересечение линий трамвая с пассажирским движением и магистральных железных дорог запрещено, то, в порядке исключения, имелась лишь однопутная линия трамвая, которая использовалась лишь рано утром и поздно вечером для служебных целей. По ней трамваи утром выезжали из депо на маршруты, а вечером возвращались обратно.
Именно поэтому в годы массового развития троллейбуса - в 1960-1970-е, "рогатые" не пошли дальше на Пересыпь, так как троллейбус стоял бы в регулярных пробках у переездов, а его контактная сеть создавала бы помеху движению поездов. И, наконец, любая аварийная остановка троллейбуса на переезде под мостом была чревата трагедией.
Стоп-кадр из кинофильма "Комбаты" 1983 года: люди ждут прохода поезда на улице Московской. Дом сохранился до сих пор, в нем был ресторан, затем продовольственный магазин.
Именно поэтому маршруты трамвая и значительной части автобусов с поселка Котовского завершались именно у Пересыпских мостов - пассажирам было быстрее сделать пересадку, чем ждать в битком набитом автобусе у закрытого шлагбаума. А трамвай пускать через пересечение с пассажирами было запрещено.
Дореволюционная открытка с улицей Московской, линией конки и шлагбаумами у железнодорожного переезда
В 1985 году движение поездов из порта полностью перевели на насыпь. Для этого и построили виадук, изгибающийся от "портовой" железнодорожной насыпи в сторону станции Одесса-Пересыпь. Уже к осени 1985 года "нижнюю" железную дорогу из порта разобрали и ликвидировали переезды, хотя до 1990 года оставался доходивший до Газового переулка тупик.
Железная дорога на насыпи в сторону порта, справа видны дома по спуску Маринеско, 1996 год, фото Олег Офицеров
Однако, трамвайная линия под мостом оставалась по-прежнему однопутной и только для служебных целей. Сыграла свою роль определенная инерция мышления тогдашних городских властей, на которую наложился начинающийся уже во времена Перестройки экономический кризис и прекращение поставок новых трамваев в Одессу в 1988 году.
Линия одесского трамвая №20, справа - железнодорожный виадук, построенный на месте проходившей на уровне земли железной дороги в порт
После этого в начале 2000-х гг. была попытка запустить летний трамвайный маршрут от железнодорожного вокзала до Лузановки, с дополнительным разворотом на конечной в Херсонском сквере и реверсивным движением по той самой служебной однопутной линии. Но этот маршрут под номером 2 на то время не выдержал конкуренции с более быстрыми автобусами, так как терял лишние 10-15 минут на Херсонском сквере, а автобусы тогда шли быстро и не попадали в пробки по причине их отсутствия.
В настоящее время городские власти уже реализовали проект по перестройке трамвайной развязки под Пересыпским мостом, чтобы обеспечить прямое движение со спуска Маринеско (из центра города) на улицу Черноморского Казачества и далее на поселок Котовского.
В первый раз тендер на эти работы объявлялся осенью 2015 года, но не состоялся. Второй раз за это попытались взяться осенью 2016 года, но разработанная на время работ схема изменения автомобильного движения привела к транспортному коллапсу, массовому возмущению и, в результате, все отложили до весны 2017 года. К осени 2017 года новую "развязку" построили, но трамвай так и не запустили - этому помешали реконструкции сначала улицы Преображенской, а затем Софиевской и спуска Маринеско.
Трамвай на новой развязке