17 сентября в вагоноремонтных мастерских КП "Одесгорэлектротранс" презентовали городским властям и журналистам первый в Одессе многосекционный трамвай. Нам удалось посмотреть на него максимально подробно и снаружи, и изнутри.
Мы знакомимся с первым в Одессе многосекционным трамваем. Он называется "Одиссей-Макс" и имеет три секции.
Длина такого трамвая - 30 метров, в салоне - 62 комфортных сидения. В первую и третью секции мы поднимаемся по традиционным ступенькам, а вторая секция - низкопольная, удобная для людей с ограниченными возможностями и пассажиров с детскими колясками.
Есть пандус, который откидывается вручную.
Компоновка такого трамвая - своего рода наследие вагонов типа "Татра-Т3". Корпуса первой и третьей секций изготовлены как раз по типу "Татры", а между ними навешивается средняя секция с низким полом. Ходовые тележки такого трамвая - также аналогичны "Татре-Т3". Достоинства нового трамвая - большая вместимость, более 250 человек, наличие низкопольной секции и возможность проехать даже по изношенным рельсам. Недостаток же - относительно малая площадь секции с низким уровнем пола.
Такие трамваи под неофициальным названием "Кобра" есть во многих городах Чехии, Словакии, Боснии, а также в Киеве и Кривом Роге. Но "Одиссей-Макс" отличается от них наружным дизайном, специально спроектированным для Одессы.
В Одессе закупили корпуса для двух таких многосекционных трамваев. Затем их собирают, как "конструктор", в вагоноремонтных мастерских коммунального предприятия "Одесгорэлектротранс". Уже в Одессе корпуса окрашивают, вклеивают стекла, устанавливают "фирменный" салон с удобными сиденьями, красивой, не горючей и устойчивой против вандалов стеклопластиковой обшивкой. Ходовые тележки трамвай получает капитально отремонтированные от старых вагонов - за исключением рамы тележки все остальное, в том числе тяговые электродвигатели, редукторы и прочее - совершенно новые. По документам такой новый трамвай оформляется как капитальная модернизация старого трамвая - так проще и дешевле.
Стоит базовый комплект "конструктора" в виде корпуса трехсекционного трамвая и электронной транзисторно-импульсной системы управления почти 16 миллионов гривен. К этому надо добавить отдельно 240 тысяч гривен на сертификацию нового трамвая, а также стоимость элементов салона, стекол, сидений и прочих комплектующих - все вместе составляет 18 миллионов.
Второй такой вагон, по словам директора КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрия Жемана, обещают собрать к новому году.
Всего по программе развития электротранспорта в Одессе должны собрать шесть таких трамваев "Одиссей-Макс", а также 24 обычных, "коротких" Одиссея. И это не считая тех трамваев, которые уже готовы - 22 единицы моделей "Одиссей" и "Каштан", а также закупаемых по кредитам европейских банков 16 многосекционных и 21 односекционного с низким полом.
Так что, всего начиная с 2015 и до 2021 года Одесса получает 89 новых трамваев. Это очень много, тем более что с 1988 по 2015 год Одесса получила всего лишь 12 новых трамваев за 27 лет.