Сейчас конечная станция трамваев у железнодорожного вокзала на Старосенной площади - один из главных транспортных узлов города. Здесь проходят транзитом маршруты №3 и №10, связывающие центр города с крупными жилмассивами Черемушки и Таирова. Отсюда отправляются маршруты до Люстдорфа, Рыбного порта, Школьного аэродрома, а также №11 на Молдаванку - до Алексеевской площади.
Здесь же, естественно, железнодорожный вокзал, автовокзал "Привоз", автостанция "Привокзальная" и новая автостанция "Старосенная". В случае с последней в одном комплексе объединены конечная станция трамвая, конечная остановка нескольких городских автобусных маршрутов, пригородные и междугородние автобусные рейсы.
До 2016 года на этой конечной остановке царила достаточно запущенная и грязная обстановка, а архитектурную композицию составлял один остановочный павильон 1976 года постройки в стиле брежневского функционализма.
Водопроводная улица около Старосенной площади с видом на здание пожарной части, превращенный в планетарий Пантелеймоновский собор. Из транспортной инфраструктуры интересны "трехпутные" рельсы узкой и широкой колеи, древний служебный трамвай и автобус с пассажирским прицепом.
Но куда интереснее здесь было гораздо раньше. Трамвайные пути не сходились в одну конечную станцию с четырьмя путями для остановки, посадки и высадки пассажиров. Всю Старосенную (в советское время - сквер 9-го Января) площадь огибало однопутное кольцо, на котором трамваи десятка разных маршрутов буквально "толпились" в пробке.
Трамвай КТМ-2 на фоне здания вокзала - здесь была конечная остановка
В таком виде кольцо появилось в 1934 году, когда в Одессе проложили первые трамвайные пути широкой колеи.
Трамвай РВЗ-6 огибает сквер 9-го Января - достаточно обширную по тем временам зеленую зону
Старожилы вспоминают, что можно было за полчаса проехать от Люстдорфа почти до вокзала, и потом еще полчаса ползти по этому кольцу до конечной остановки.
Трамвайная пробка около вокзала, примерно в том месте, где находится выход с перронов на Старосенную площадь
В 1960-1970-е гг., когда было сделано большинство из опубликованных здесь фото, здесь можно было встретить множество разных моделей трамваев: МТВ-82, КТМ-1, КТМ-2, РВЗ-6 и привычные до сих пор "Татры-Т3".
Конечная остановка, видны фрагменты зданий нынешнего учебного корпуса Экономического университета и управления железной дороги
Когда шла первая реконструкция в середине 1970-х, то специально под размещение трамвайной конечной станции вырубили деревья с части сквера.
Трамвай объезжает сквер 9-го Января со стороны, примыкающей к Сахалинчику
Сначала в 1974-76 гг. построили новое кольцо с конечной станцией вместо части сквера. Затем, "переключив" на него движение трамваев, разобрали старое кольцо, за счет чего расширили проезд для автомобилей с Водопроводной мимо здания вокзала.
Схема перестройки трамвайного узла у вокзала, оцифрованная и восстановленная Александром Сандлером. "Внутри" - нынешнее кольцо, "снаружи" - старое кольцо вокруг сквера.
Бельгийский трамвай, капитально перестроенный в фактически новый вагон "одесского" типа в конце 1950-х на фоне здания вокзала
Использованы фотографии из коллекций Хенка Онтропа, Ааре Оландера, Анатолия Вильковича, Вольфганга Шрайнера, Ханса Орлеманса, фондов музея КП "Одесгорэлектротранс" и архива кинофотодокументов Украины