Речь идет о маршруте №21 одесского трамвая, который начинается на Тираспольской площади, затем идет по импозантной улице Тираспольской, после чего сворачивает в самое сердце Молдаванки - улицы Прохоровскую и Дальницкую, заканчиваясь у железнодорожной станции Застава-2.
Улица Прохоровская
Собственно, вся трасса маршрута - это начало исторической дороги от Одессы до Тирасполя, по которой в свое время ездил еще Пушкин, направляясь в Кишинев. Названия Тираспольской площади, Тираспольской улицы это прекрасно отражают. Затем древний тракт превращается в улицы Прохоровскую и Дальницкую, продолжается улицей Столбовой, Дальницким и Тираспольским шоссе. Все эти улицы еще в советское время были реконструированы с расширением проезжей части и превращением из тихих патриархальных пригородов в магистральные проезды.
Прохоровская угол Степовой
Только ширина и наличие по центру проезжей части трамвайного полотна заставляет (если не смотреть на торчащие то тут, то там, высотки) думать, что Прохоровская и первые кварталы Дальницкой чем-то отличаются от бабелевских рассказов. Атмосфера такая, что мысли о выходящем из-за угла Бене Крике (скорее - о наследниках его "ремесла") не покидают практически никогда. Все те же патриархальные дворики Молдаванки, все те же коты, те же старые домишки. О современности говорят лишь рекламные щиты, кондиционеры да автомобили.
Начало улицы Дальницкой
Лишь после перекрестка с Балковской Дальницкая преображается - в широкий проезд посреди советской промзоны. О чем-то позитивном напоминают лишь увитые зеленью фонарные столбы. Кстати, в самом низком месте Дальницкая проходит на месте давно засыпанного мостика через Водяную балку.
Состояние рельсов на Дальницкой оставляет желать лучшего - так как по ним еще и едут многотонные грузовики, а со всей Молдаванки во время дождя стекается вся грязь и пыль
Трамвай ходит здесь не слишком часто - раз в примерно 15 минут. Маршрут один, №21. Когда-то было два - до 2005 года здесь ходил еще маршрут №4 от парка Шевченко до Заставы-2, но его ликвидировали в связи с реконструкцией улицы Успенской.
Самое низкое место на Дальницкой: за забором Водяная балка, а на втором плане - дома, в которых жили герои Исаака Бабеля
А в довоенные годы, когда трамвай здесь был узкоколейным и существовало пересечение трамвайных путей с железнодорожными, был еще один маршрут - 21А, который шел от станции Застава-2 до станции Застава-1. В 1941-м году, во время обороны Одессы, именно он был "фронтовым" маршрутом, доходящим почти до линии обороны города.
Перспектива промышленной Дальницкой
Сейчас линия заканчивается разворотным кольцом у станции Застава-2, где можно пересесть на пригородные электрички или на троллейбусы.
Конечная остановка у станции Застава-2