Одесские моряки были в составе экипажа судна Rhosus, арестованного в 2013 в Бейруте с грузом той самой аммиачной селитры, которая через 7 лет взорвалась.
О возвращении моряков в Одессу писало агентство Трасса Е-95 в 2014 году.
Судно Rhosus вышло из Батуми 2700 тоннами аммиачной селитры, которую должно было доставить в Мозамбик. Хозяин судна россиянин Игорь Гречушкин бросил его с грузом и экипажем на произвол судьбы после того, как в Бейруте Rhosus не выпустили из-за неуплаты портового сбора.
Капитан судна Борис Прокошев перед уходом в рейс проживал в Одессе. После возвращения в Одессу из Бейрута он рассказал подробности злоключений моряков.
«Поначалу судовладелец согласился отправить всех домой, но без замены экипажа. Однако портовые власти отпустили домой только шестерых из 10 человек. Они вернулись в Украину в декабре 2013 года. Судовладелец, так же, как и грузовладелец, бросил свой груз. Нам не платили зарплату, не отпускали с судна домой. Документы эмиграционные власти у нас отобрали, портовые власти сообщили, что отпустят только при условии замены экипажа. Но в таком случае нужно нанимать новый экипаж и платить зарплату. А если с нами заключить контракт, то тоже нужно платить деньги. Нашли выход – держали нас так, без закона, и бесплатно…», - сообщил капитан.
И судовладелец, и владелец груза, утверждавшие, что стали банкротами, оставили людей в нечеловеческих условиях – один-на-один с проблемами и грузом аммиачной селитры. При поддержке Благотворительного фонда «Ассоль» и найденного фондом адвоката, с участием дипломатических служб Украины от портовых властей Бейрута удалось добиться разрешения украинским морякам, остававшимся на борту, покинуть судно и Ливан.
«От судовладельца удалось добиться оплаты перелета из Ливана в Киев. Уже тут мы организовали возвращение трех моряков в Одессу, а еще одного – в Винницу», – рассказала председатель правления фонда «Ассоль» Анна Муругова.
После отбытия команды, груз аммиачной селитры выгрузили на склад в порту Бейрута. Судно Rhosus, оставшись без присмотра, через несколько лет затонуло.
В Бейруте в течение шести лет просили убрать опасные грузы, но ответа от властей порта так и не получили.
4 августа 2020 г во время сварочных работ на складе от искры сдетонировало более 2700 тонн селитры. Взрывная волна была настолько мощной, что разрушила порт, выбила окна в домах по всему городу и опрокинула автомобили. Более 100 человек погибли, около 4 тысяч получили ранения.