Многолетняя деятельность краеведов по признанию сохранившихся до нашего времени "бельгийских" трамвайных остановок постройки начала ХХ века памятниками архитектуры приносит свои плоды. Вслед за приданием им памятного статуса областными властями, к делу перешли и на городском уровне.
На проходившем сегодня в одесской мэрии аппаратном совещании руководитель управления охраны культурного наследия Павел Остапенко рассказал, что Координационный совет по вопросам охраны культурного наследия горсовета согласовал будущую реконструкцию части сохранившихся трамвайных остановок, построенных в начале ХХ столетия. Уже разработаны предпроектные пропозиции по реставрации этих остановок.
В настоящее время в Одессе сохранилась 21 такая старая остановка, из которых 20 - это капитальные павильоны в разных районах города, а также один навес-"грибок" на улице Чернышевского. Однако, по словам Павла Остапенко, город имеет возможность что-то сделать только с 11 остановками, так как остальные так или иначе оказались приватизированными - и теперь используются как магазины, пункты шиномонтажа, индивидуальные жилые дома и так далее.
Окончательно судьбу старых остановок решит сессия горсовета - проект решения о реставрации уже готовится.
Типовые остановки электрического трамвая строились в Одессе в 1911-1915 годах за средства бельгийского "Анонимного общества" - инвестора и первоначального собственника трамвайной системы. Архитектором остановок был Адольф Минкус, который создал их в стиле геометрического модерна.
Старые остановочные павильоны, сохранились, в основном, на линиях по Большому Фонтану и к Хаджибейскому лиману. В частности, каменные остановочные павильоны "работают" по первоначальному назначению на 8-й, 14-й, 15-й станциях Фонтана, на Даче Ковалевского у монастыря, а также по Люстдорфской дороге у 2-го Христианского кладбища. По линии 20-го трамвая имеется "бельгийский" павильон на остановке "Сельхозпредприятие" и на конечной станции у лимана. Еще два таких павильона, на 5-й и на бывшей 3-й станции Хаджибейской дороги стоят полуразрушенными. Павильон в конце спуска Маринеско занят диспетчерской троллейбусной конечной остановки и проходит капитальный ремонт.
Кроме того, в Одессе, как минимум, три бельгийских остановочных павильона перестроены в жилые дома - около конечной трамвая у 411-й Батареи, в конце Французского бульвара и на улице Чубаевской. Еще один павильон в Аркадии стал элементом ресторана. А самый большой павильон "вокзального" типа с сохранившейся эмблемой "Бельгийского общества" в виде переплетенных букв О и Т стоит на конечной станции в Херсонском сквере.