Таких станций в Одессе чуть более 20, их строительство приходится еще на начало ХХ века - на период 1911-1917 гг..
Большинство станций, котостроились в стиле позднего модерна, продолжают выполнять первоначальную функцию. Однако есть и такие, которые, благодаря инициативе и предприимчивости частных лиц, стали магазинами, сараями и даже рабочим жильем.
Поскольку в ходе аппаратного совещания чиновники решили придать бельгийским остановкам статус культурного наследия, они подлежат генеральной чистке и необходимые документы на утверждение такого решения уже собраны.
Как только Министерство культуры Украины подпишет документы о включении знаменитых станций в число культурных памятников, возможность брать их в аренду существенно ограничится.
"В договорах четко прописывается обязательство по восстановлению объектов культуры. Кроме того, на территории, где расположены станции, будут заключаться и охранные договора, обеспечивающие сохранность памятников культуры" - поясняет начальник профильного управления Андрей Шелюгин.
Ярким примером того, что внесение "бельгийских остановок" в перечень архитектурного наследия является необходимой мерой, это продуктовый магазин, который расположен на 9-й станции Большого Фонтана в остановочном павильоне. Здесь павильончик расположился согласно договору 2006 года, хотя срок его действия истек еще в прошлом году. Картина не самая приглядная, и это при том, что у предпринимателя, владеющего магазином, существует задолженность перед городским бюджетом. Еще один магазин в бывшем остановочном павильоне находится на улице Дача Ковалевского угол Долгой. А сохранившийся такой же павильон на центральной аллее Аркадии сейчас превращен в ресторанчик.
Кроме того, не менее трех остановочных павильонов еще в советское время перестроены в жилые дома.