10 марта состоялся демонстрационный рейс поезда под тягой старого паровоза "Гр-280" 1950 года выпуска на узкоколейке от Гайворона до станции Бершадь и обратно - между Кировоградской и Винницкой областями. Между тем, проходящая здесь узкоколейная железная дорога организационно относится к региональному филиалу "Одесская железная дорога" "Укрзализныци". Поездку организовали совместно любитель узкоколейных железных дорог Дмитрий Бабарика и начальник локомотивного депо узкой колеи в Гайвороне Омелян Свидрук, а также мэр Гайворона Роман Волуйко.
В качестве гостей съехались любители узкоколеек со всей Украины, а также местные чиновники из Гайворона, заместитель главы Кировоградской ОГА Александр Полищук.
Целью запуска поезда именно сейчас стало привлечение внимания к узкоколейке - ведь еще год назад, в марте 2020 года, регулярное пассажирское движение поездов по ней прекратилось из-за карантина, и не было возобновлено до сих пор. Дело в том, что данная узкоколейная железная дорога является жизненно важным социальным пассажирским транспортом для жителей нескольких десятков населенных пунктов Кировоградской и Винницкой областей, дает возможность им перемещаться между Гайвороном, Бершадью, делать пересадки на станциях в Гайвороне и Руднице на электропоезда и пассажирские поезда до Винницы, Одессы, Кропивницкого и других городов Украины. Также узкоколейка является важным туристическим объектом - еще несколько лет довольно регулярно здесь выполнялись рейсы поездов под паровозом специально для туристов.
Подробнее: история узкоколейной железной дороги с центром в Гайвороне
Все присутствовавшие просили представителей местной и областной власти не допустить закрытия и ликвидации узкоколейки - и в Гайвороне, и в Бершади, и в селах Устье, Большая Кирилловка, в которых поезд делал остановки. Все желающие буквально "облепили" старый паровоз, чтобы сфотографироваться.
В ходе беседы местных чиновников с Дмитрием Бабарикой выяснилось, что в "Укрзализныце" вопрос закрытия узкоколейных железных дорог стоит очень остро. Далее зам. главы Кировоградской ОГА Александ Полищук предложил подготовить всю возможную информацию относительно юридических и финансовых моментов участия областной администрации в сохранении узкоколейной железной дороги.
Основных вариантов было, по сути, два. Первый - это полной взятие узкоколейной железной дороги на баланс Кировоградской и Винницкой областными администрациями и вывод узкоколейки из-под юрисдикции "Укрзализныци", Второй - заключение договоров между областными администрациями и "УЗ" относительно компенсации убытков при перевозке льготных категорий пассажиров при пассажирских перевозках или выполнения "Укрзализныцей" перевозок, фактически, "по заказу" той или иной обладминистрации.
В настоящее время "Укрзализныця" имеет три крупные узкоколейные железные дороги, все они с марта 2020 года не действуют. Это "Гайворонская" узкоколейка длиной более 130 километров, узкоколейка Антоновка - Заречное в Ровенской области длиной 105 километров и Боржавская узкоколейка в Закарпатье. Также имеется ряд детских железных дорог в крупных городах, часть из которых также не функционирует и может быть закрыта - например в Ужгороде и Луцке.
Подробнее: Прошлое, настоящее и туманное будущее украинских узкоколейных железных дорог
При этом осенью 2020 года уже рассматривалась возможность полного закрытия с демонтажом путей 50-километрового участка "Гайворонкой" узкоколейки от Гайворона до Голованевска. В этом случае от данной линии остался бы только участок Гайвоорон - Бершадь - Рудница.
Гайворонская узкоколейная железная дорога (сейчас она состоит из действующего участка Рудница – Гайворон длиной 78 километров и участка Гайворон – Голованевск длиной 52 километра, где движение недавно прекратилось) изначально была частью узкоколейной сети частного "Южного общества подъездных путей". Эта частная железнодорожная компания была основана в 1886 году, реорганизована 26 марта 1892 года. К началу 1900-х годов была построена сеть железных дорог от Бердичева на Житомирщине до Ольвиополя (ныне – Первомайск-на-Буге) в Николаевской области.
Но часть этих узкоколеек уже во время Первой мировой войны перестроили на стандартную колею. В советское время узкоколейная сеть перешла под управление Народного Комиссариата путей сообщения (НКПС), однако продолжала развиваться. На 1940 год общая длина этой узкоколейной сети составляла почти 560 километров. Протяженность по участкам оставляла: Бердичев – Холоневская (61-й км) – Калиновка (76-й км) – Гуменное (115-й км) – Зятковцы (234-й км) – Гайворон (296-й км) – Голованевск (350-й км) – Подгородная (405-й км). Сохранилась ветка Гуменное – Винница (16 км) и Холоневская – Семки (42 км). На линии Гайворон – Подгородная (77 км) появились ветки Дохно – Чечельник (12 км), Бершадь – Бершадь-Завод (позднее – Пилипоновка, 5 км). Но в 30-е годы был разобран участок узкоколейки от Подгородней до Первомайска-на-Буге.
После Второй Мировой войны (по другим данным – еще перед ее началом) была построена узкоколейная ветка от Рудницы в сторону Молдовы до пристани Каменка-Днестровская на Днестре длиной 42 километра. Максимального развития сеть узкоколейных железных дорог в Центральной Украине достигла в 1950-х годах – ее протяженность тогда составляла около 700 километров, однако не все участки находились в ведении Министерства путей сообщения СССР.
Узкоколейки входили в состав Юго-Западной и Одесской железных дорог. Их сеть состояла из "меридиональной" ветки Бердичев – Гайворон и "широтной" Каменка – Рудница – Гайворон – Подгородняя. Было три узкоколейных локомотивных депо – Холоневская, Винница и Гайворон. В Гайвороне также разместился локомотиворемонтный завод по ремонту узкоколейных локомотивов для всего СССР. В послевоенное время на узкоколейной сети работали паровозы Гр, построенные в Восточной Германии. Использовались польские узкоколейные вагоны "Pafawag" с лежачими местами по типу боковых полок плацкартных вагонов.
С 1960-х годов размеры узкоколейной железнодорожной сети в Центральной Украине неуклонно уменьшались. Большой участок узкоколейки Бердичев – Холоневская – Калиновка – Гуменное просто разобрали. После этого началась "перешивка" под широкую колею участка Винница – Гайворон, которая завершилась в 1980 году. Затем до конца 1991 года были построены участки Гайворон – Таужня (22,8 км. практически не используется) и Подгородняя – Голованевск, чтобы создать еще одну железную дорогу нормальной колеи от Вознесенка и Помошной до Винницы. Далее строительство из-за экономического кризиса прекратилось, хотя построить осталось всего около 29 километров путей.
В 1997-1999 гг. закрыли и разобрали участок Рудница - Каменка, в 2001-2002 - от Голованевка до Подгородней, чуть позже - все боковые "ветки" от оставшейся линии Голованевск - Гайворон - Рудница.
Фото: пресс-служба Гайворонского городского совета