Реконструкция улицы Преображенской - на завершающем этапе, сейчас работы идут на квартале от Софиевской до Елисаветинской. Как только они закончатся, одесские трамваи смогут пойти по долгожданному беспересадочному маршруту "Север-Юг" от улицы Паустовского до Люстдорфа. Произойдет это, вполне вероятно, не более чем через пару месяцев. Детальные подробности проекта - в нашем аналитическом обзоре. Для данного маршрута необходимо не менее 50 трамваев, причем крайне желательно - большой вместимости или в виде двухвагонных составов.
Совершенно очевидно, что на первых порах перевозить пассажиров будут на тех трамваях, которые есть сейчас в городе - произойдет простое перераспределение подвижного состава. То есть, те вагоны, которые сейчас обслуживают более короткие маршруты в сторону Люстдорфа и поселка Котовского будут ходить через весь город. В данный момент все одесские трамваи работают в виде одиночных вагонов. А их вместимость такова, что пока не позволяет перевозить массовые пассажиропотоки.
Сколько трамваев в Одессе и каких?
На данный момент это, в большинстве своем, модернизированные в период 2002-2012 гг. с установкой чешской электронной системой управления "Cegelec" вагоны модели "Татра-Т3" вместимостью 120 человек - их имеется 111 штук, причем часть проходит повторный капитальный ремонт с обновлением салона и перекраской согласно бренд-буку. Однако, из-за ошибочных решений, сделанных в начале модернизации, только 6 из данных 111 вагонов имеют техническую возможность работы в двухвагонных составах, остальные - только одиночными вагонами.
Одесса, двухвагонный состав из модернизированных "Татр"
Кроме того, имеется 10 трамваев "Татра-Т3А", ранее работавших в Риге и там модернизированных с венгерской электронной системой управления. Эти вагоны могут работать в составах по два вагона - но сцеплять их можно только между собой.
Одесса, двухвагонный состав из закупленных в Риге подержанных "Татр"
В Одессе есть 82 вагона модели "Татра-Т3", которые не проходили капитальную модернизацию и остались с устаревшей реостатно-контакторной системой управления. 11 из них были куплены подержанными в Чехии в 2012 году. Остальные - остались еще с советских времен и сейчас предельно изношены. Из 71 такого вагона сейчас технически исправны лишь 40, да и те требуют ремонта. Часть из них, в первую очередь, Б/У вагоны из Чехии, могут быть сцеплены в двухвагонные составы.
Одесса, двухвагонный состав из старых "Татр"
Среди вагонов чуть большей вместимости имеется 12 единиц производства компании "Татра-Юг". Это один трамвай модели "Татра-Юг-Т6В5" 1997 г. выпуска, 10 вагонов модели "К1" 2006-2008 гг. выпуска, отличающейся от "Т6В5" лишь дизайном и упрощенной и более жесткой конструкцией ходовых тележек. Последний - закупленный в конце 2015 г. трамвай "К1М" - версия "К1" с низким уровнем пола в середине салона. Вместимость таких трамваев 150-170 человек. Работать они могут только поодиночке. Однако, в Киеве трамваи "К1" и "К1М" работают в двухвагонных составах.
Состав в Киеве: "К1М" и "К1"
На данный момент в Одессе есть уже десять трамваев "Т3 КВП Од" местного производства, еще шесть единиц собирают из машинокомплектов в вагоноремонтных мастерских. По документам это капитальная модернизация старых "Татр", фактически же - совершенно новые вагоны. Их корпуса строит фирма "Политехносервис" по проекту чешской компании "Прагоимекс". По сути - это новый корпус "Татры-Т3", который длиннее примерно на полтора метра, а в средней части салон имеет низкий уровень пола. В Одессу такие корпуса закупают в комплекте с чешский системой управления "Cegelec". Теоретически, после небольшой доработки, такие вагоны могут работать в двухвагонных составах - с такими же, либо с ранее модернизированными "Татрами". Такие "смешанные" составы из двух вагонов разных моделей на основе "Татры", но с одинаковой системой управления широко распространены в различных городах Чехии.
Прага, состав из вагон "Т3R.PLF" - нового вагона с удлиненным корпусом и частично низким полом и обычного модернизированного вагона "Татра-Т3"
Таким образом, из примерно 50 необходимых на сквозной маршрут весной 2018 года могут быть выпущены 16 частично низкопольных трамваев местной сборки, 1 частично низкопольный "Татра-Юг", 11 оставшихся вагонов "Татра-Юг" с высоким уровнем пола. Это даст 28 вагонов вместимостью 150 человек. Остальные вагоны будут старыми "Татрами", которые из-за их малой вместимости придется сцеплять в двухвагонные составы. Всего в данный момент трамвайщики без дополнительных доработок могут сделать 13 таких составов: 3 из модернизированных "Татр", 5 из бывших рижских, 5 из бывших пражских вагонов.
Планы закупок трамваев по европейским кредитным линиям
Не секрет, что для "апгрейта" существующего трамвая в скоростной по линии "Север-Юг" Одесса собирается получать кредиты от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) общим объемом почти 60 миллионов евро. По текущему курсу это чуть более 1,8 миллиардов гривен - почти пятая часть годового бюджета Одессы. И, согласно технико-экономическому обоснованию, это минимально необходимая сумма для того, чтобы получить более-менее приемлемый скоростной трамвай длиной 32 километра, который свяжет между собой крупнейшие жилмассивы города через исторический центр. Эти деньги пойдут на поэтапную реконструкцию путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского, а затем - от Старосенной площади до Люстдорфа. Также предусмотрена закупка 56-58 новых трамваев.
На основании ныне идущих переговоров с экспертами ЕБРР планы по закупке вагонов уже конкретизированы. Это 56 трамваев, из которых 16 будут многосекционными большой вместимости с низким уровнем пола. Оставшиеся 40 - частично низкопольные одиночные вагоны. Отметим, что данные закупки будут проходить параллельно с самостоятельной сборкой вагонов за счет городского бюджета. То есть - новых трамваев, в итоге, будет существенно больше, чем 56.
Что покупать или анализ рынка трамваев в Украине
На сегодняшний день в Украине есть всего два предприятия, способные изготавливать новые трамваи. Другие предприятия полного производственного цикла не имеют. Также возможны закупки у иностранных производителей.
Первым из "производителей полного цикла" является львовский концерн "Электрон". Он производит полностью низкопольные трамваи в версиях на три секции (длина 19 м), пять секций (31 м), заявлена и семисекционная версия. Трамваи основаны на немецких разработках Siemens по технологии многосекционных вагонов с неповоротными ходовыми тележками, а по дизайну имеют очень много одинаковых элементов с турецкой лицензионной версией того же Siemens. Сочлененные трамваи с неповоротными тележками - это первое поколение низкопольных трамваев, разработанное еще в 1990-х гг. Такие трамваи могут комфортно перевозить пассажиров только по качественным путям, желательно - с минимумом поворотов. В криволинейных участках, по опыту городов Германии, вагоны подобной компоновки изнашивают пути гораздо быстрее, чем любые вагоны с поворотными тележками. Цена "Электрона" для широкой колеи в пятисекционной версии - 43 миллиона гривен, по тендеру 2017 года для Киева. Более короткая трехсекционная версия дешевле, но ненамного: для Львова с его узкой колеей по кредиту ЕБРР закупали вагоны почти по миллиону евро за каждый.
Киев, пятисекционный трамвай "Электрон"
Вторым "производителем полного цикла" является компания "Татра-Юг" с офисом в Одессе и производством на заводе "Южмаш" в Днепре. На данный момент она предлагает лишь одиночные высокопольные или частично низкопольные вагоны "К1" и "К1М" длиной около 15 метров, созданные на основе корпуса чешского трамвая "Татра-Т6В5", разработанного в 1970-х и производимого серийно с 80-х гг. Частично низкопольный вагон "К1М", судя по ценам на тендерах 2015 года, стоит более 13 миллионов гривен или около 500 тысяч евро. Также предлагается сочлененная версия "К1М8" - два вагона "К1" с высоким полом, "соединенные" между собой навесной низкопольной секцией. Полностью низкопольных трамваев у "Татры-Юг" нет. Но совсем недавно прошли испытания их трехсекционного частично низкопольного (около 60% низкого пола в салоне) вагона "К1М6" длиной 26 метров. Официальная цена такого вагона не известна, так как он еще не был заявлен ни на одном тендере. В то же время наши источники в Мининфраструктуры говорят о заявленной производителем цене в 30-31 миллион гривен. В 2016 и 2017 компания не продала ни одного нового трамвая.
Трамвай "Татра-Юг-К1М6", фото "Татра-Юг"
Также на рынке Украины активно присутствует польская компания "Pesa" с моделью "71-414К". Это трехсекционный вагон с полностью низким полом длиной 26 метров. Его цена, по тендеру для Киева на 40 вагонов - 45,33 млн. гривен или около 1,4 миллиона евро. Это крайне дешево для многосекционного трамвая производства Евросоюза: так как трамваи "Pesa" для других городов Польши продаются по цене от 2 миллионов евро. В данном случае сравнительно низкая цена обусловлена тем, что поставляемые в Киев трамваи - это своего рода "остаток" партии из 120 заказанных для Москвы вагонов, которые из-за экономических санкций и обвала курса рубля не смог выкупить посредник - российский завод "Уралтрансмаш".
Киев, трамвай "Pesa-71414K"
Пытаются попасть в Украину белорусские производители. Так, в 2015 году в тендере на поставку 10 трамваев в Киев участвовал белорусский филиал швейцарской компании "Stadler" с полностью низкопольным трамваем "Метелица" по 1,38 миллиона евро за вагон без НДС, но проиграл. Ранее завод "Белкоммунмаш" при посредничестве украинского завода "Богдан" поставил в Киев один вагон модели "БКМ-843" - трехсекционный, с низким полом, кроме повышения на одну ступеньку над ходовыми тележками. В настоящее время тот же "Белкоммунмаш" продает в Одессу один вагон модели "БКМ-802", но без тележек, при посредничестве своего официального дилера в Украине компании "БКМ-Украина".
Киев, трехсекционный трамвай "Богдан-843", на самом деле - "Белкоммунмаш-843"
Другие варианты новых трамваев для Украины - это различные версии самостоятельной сборки предприятиями-перевозчиками новых вагонов на базе частично низкопольных корпусов. Их производит фирма "Политехносервис" на основе лицензии от чешской компании "Прагоимекс" на заводе строительных машин в Калуше и других предприятиях. Такие корпуса, из которых затем собрали новые трамваи, закупают для Одессы, Запорожья, Винницы, Харькова. В 2010-2011 гг. такие же корпуса покупали для Киева. А в Виннице они есть и в виде дополнительной третьей секции для превращения двухсекционных трамваев в трехсекционные.
Какими именно будут новые вагоны для одесского скоростного трамвая - пока не известно. О их конкретных технических характеристиках можно будет говорить только после объявления тендеров с указанием цены, длины вагонов, вместимости, доле низкого пола и других параметрах. Далее все покажет тендер - какие производители или их дилеры подадут заявки, и как пройдут процедуры госзакупок.
Однако, можно предположить, что наиболее вероятными поставщиками в случае заказа полностью низкопольного многосекционного вагона могут стать украинский "Электрон", польская "Pesa", белорусские "Белкоммунмаш" и "Штадлер-Минск". Если в условиях тендера на многосекционные вагоны будет указана опция лишь частично низкого уровня пола - то в нем может принять участие "Татра-Юг" со своим "К1М6".
Для одиночных частично низкопольных вагонов спектр возможных участников тендера гораздо шире. Это могут быть и "Белкоммунмаш" через дилеров, и "Татра-Юг", и, возможно, даже получившее соответствующую лицензию, одно из коммунальных предприятий.