Рекомендации экспертной группы Мирового банка, изучавшей систему одесского общественного транспорта с 2016 года, можно разбить на несколько крупных сегментов. Связано это с тем, что сам отчет достаточно сложен для восприятия по причине своей перенасыщенности информацией и отсутствия в нем четкой взаимосвязи между разделами.
Во-первых, они разбиты на краткосрочные проекты, не требующие серьезных капиталовложений, на среднесрочные, предусматривающие закупку подвижного состава общественного транспорта и долгосрочные - здесь уже предлагают вкладывать сотни миллионов евро в строительство и модернизацию инфраструктуры. Отдельно отмечается, что важнейшим условием успеха является реформирование управления всем транспортным комплексом Одессы.
Во-вторых, рекомендации разбиты на отдельные виды транспорта, но с явным приоритетом муниципального перевозчика в лице КП "Одесгорэлектротранс" и городского электротранспорта перед автобусами. Основой системы общественного транспорта Одессы Мировой банк предлагает сделать скоростной трамвай по проекту "Север-Юг". Другие линии трамвая, троллейбус и автобус предлагаются как более "локальные".
Реформа управления и создание интегрированной системы транспорта
Этот пункт эксперты Мирового банка ставят в самое начало своего отчета как наиглавнейшее условие успеха всего остального. На первом, краткосрочном этапе, предлагается придать "городу", то есть местному самоуправлению и его структурам статус "Интегрированного транспортного управления" с самыми широкими полномочиями, в том числе по оптимизации видов транспорта. Городской власти предлагают сократить число частных перевозчиков общественного транспорта до трех наиболее крупных. Также частным перевозчикам предлагают поставить жесткое условие по улучшению качества перевозок в виде постепенной замены малых автобусов на автобусы большой вместимости и внедрения качественных "стандартов вождения". Кто из частников не согласится на эти условия - должен будет уйти с рынка. А кто останется - получит взамен долгосрочные договоры на обслуживание маршрутов, которые позволят инвестировать в приобретение качественного подвижного состава.
В качестве организационных мер городской власти настоятельно рекомендуют ввести электронный билет, объединенный с системой GPS-мониторинга всего городского транспорта. Также не просто рекомендуется, а требуется создать условия для жесткого контроля за безопасностью и качеством пассажирских перевозок, для создания выделенных полос для общественного транспорта и эффективного планирования и мониторинга маршрутной сети.
На втором, среднесрочном этапе реформы, городские власти должны обеспечить частным перевозчикам длительные контракты на обслуживание маршрутов, а с технической точки зрения - стимулировать методом "кнута и пряника" переход от просто автобусов большой вместимости к низкопольным автобусам, оснащенным всеми современными технологиями вроде видеонаблюдения, зарядок для гаджетов и т.п. Также на втором этапе, после появления у частных перевозчиков современных автобусов, предлагается выровнять стоимость проезда во всех видах городского транспорта до среднего уровня.
На третьем, долгосрочном, этапе городской власти предлагают ввести один из двух вариантов финансирования перевозок, либо их сочетания. Первый вариант - город оплачивает перевозчикам любой формы собственности оказываемые ими услуги по километражу, количеству и регулярности рейсов по маршрутам, а на себя при этом берет все риски по сбору выручки, предоставлению льгот и прочие. Во втором - частные перевозчики получают эксклюзивные права на те или иные маршруты вместе со всеми финансовыми рисками, за исключением социально важных маршрутов.
Изменения маршрутной сети
В Мировом банке считают, что те или иные изменения маршрутной сети общественного транспорта необходимы на всех трех этапах реформы. При этом большое внимание уделяется оптимизации существующей маршрутной сети для того, чтобы убрать дублирование одних маршрутов другими и ликвидировать прямую конкуренцию коммунальному электротранспорту со стороны маршруток. В настоящее время эксперты Мирового банка суммарно насчитали в Одессе 91 маршрут трамвая, троллейбуса и автобуса. В краткосрочной перспективе их количество планируется уменьшить до 73. При этом добавят пять новых маршрутов, изменят 16 и полностью ликвидируют 25 маршрутов.
В частности, предлагается создать два новых троллейбусных маршрута. Один из них свяжет конечную остановку на Заставе-1 через улицы Рихтера, Академика Филатова, Адмиральскому проспекту, Черняховского и Генуэзской с Аркадией. Второй же пойдет от улицы Инглези по улицам Космонавтов, Академика Филатова, Рихтера, Мельницкой, Богдана Хмельницкого, Малой Арнаутской (с заездом к вокзалу) до парка Шевченко. Также предлагают создать три новых автобусных маршрута: от Ланжерона через проспект Шевченко и Фонтан в жилмассив имени Таирова, от Дачи Ковалевского до Селекционного института через улицы Академика Королева и Инглези, из центра Одессы через Молдаванку, улицу Балковскую, улицу Малиновского в жилмассив имени Таирова.
Еще шесть нынешних автобусных маршрутов предлагается изменить ради улучшения транспортной связности внутри жилмассива имени Котовского, отвода автобусов от трассы скоростного трамвая "Север-Юг". Это маршруты №104, 127, 111, 145, 165, 250.
Три существующих троллейбусных маршрута №3, №7 и №12 признаны перегруженными. На них предлагают увеличить количество подвижного состава и, соответственно, уменьшить интервалы движения.
Те маршруты автобусов, которые признаны дублирующими электротранспорт, предлагается ликвидировать полностью. Это маршруты №9 (дублер троллейбуса №9, фактически уже закрыт), №130 и №131 (дублируют трамвай "Север-Юг", фактически сейчас работают крайне слабо), №215 и №223 (дублируют трамваи №15 и №18), №210 (дублирует троллейбус №10). Маршрут №121, дублирующий трамваи №10 и №7, предлагают изменить. Пассажиропотоки на этих автобусных маршрутах колеблются от 180 человек в день до более чем 14 тысяч человек.
Также эксперты выявили семь пар "похожих" маршрутов. В каждой "паре" предлагается ликвидировать один из маршрутов в пользу измененного другого. Так, маршрут №115 может быть "поглощен" №198, №120 - в пользу №190, №124 - в пользу №150, №137 - в пользу №175, №221 - в пользу №148, №4 - в пользу №117. Дневной пассажиропоток запланированных к ликвидации маршрутов колеблется от 2 до 5 тысяч человек. Обновленные же "объединенные" маршруты будут иметь от 7400 до 37000 человек в день.
Еще семь маршрутов, идущие в отдаленные районы города, №105, 237, 288, 7, 162, 155, 112 эксперты Мирового банка предлагают вообще закрыть. Таким образом, некоторые окраины Одессы вроде поселка Большевик или улицы Агрономической могут остаться вообще без общественного транспорта.
После такой реорганизации коммунальному предприятию "Одесгорэлектротранс" предлагают взять на себя обслуживание самых напряженных автобусных маршрутов городе - №185, 190, 148, 232А, 175,198, 214. При условии использования на них только автобусов большой вместимости длиной 12 метров, для этого потребуется не менее 223 автобусов. Таким образом, учитывая электротранспорт и данные семь маршрутов, КП "Одесгорэлектротранс" должно стать самым крупным пассажирским перевозчиком в Одессе.
Основой маршрутной сети Одессы в средней и долгосрочной перспективе предлагается сделать линии трамвая, в частности - скоростной трамвай "Север-Юг" от поселка Котовского до Люстдорфа. В качестве дальнейшего развития этого проекта предлагается сделать дополнительные маршруты по этой линии с поселка Котовского в Аркадию, на Фонтан и на Черемушки по существующим веткам. Также предлагается построить новую линию трамвая длиной 5,5 км по улице Семена Палия (Днепропетровской дороге) на поселке Котовского.
Трамвай: вагоны и линии
В качестве обновления подвижного состава одесского трамвая в кратскосрочной перспективе Мировой банк предлагает начать с "переоборудования" 206 старых трамваев "Татра", потратив на каждый по 30 тысяч долларов. Затем же, на втором или третьем этапе, предлагается приобретение новых низкопольных трамваев на сумму в 100 миллионов евро.
Обновление трамвайных путей в Мировом банке предлагают начать с реконструкции линии в сторону поселка Котовского для запуска маршрута "Север-Юг" в скоростном виде. Также в качестве вероятной меры предлагается запуск маршрутов по линии "Север-Юг" в виде ответвлений на Фонтан, в Аркадию и на улицу Ицхака Рабина.
Затем - перейти к модернизации путей на других направлениях и строительству новой линии длиной 5,5 км на поселке Котовского по улице Семена Палия, которая обойдется в 25 миллионов долларов. Суммарно на полное обновление трамвайной инфраструктуры требуется до 400 миллионов долларов.
Троллейбус
Строительство новых линий троллейбуса эксперты Мирового банка не рекомендуют. Однако, они рекомендуют полностью заменить на новые машины 128 имеющихся троллейбусов с высоким уровнем пола. Это обойдется в 19,2 миллиона долларов. Также они предлагают закупить дополнительно еще 7 новых троллейбусов, что обойдется еще в 1 миллион долларов. Таким образом, после такого обновления, с учетом закупленных с 2016 года 57 новых "рогатых", троллейбусный парк планируют нарастить до 192 троллейбусов - против нынешних 90-100 технически исправных.
Автобусы и электробусы
Для уже обозначенных нужд выхода КП "Одесгорэлектротранс" на лидирующие позиции в автобусных перевозках Мировой банк рекомендует закупку 223 новых единиц техники. В варианте дизельных автобусов это обойдется в 26,76 млн. долларов (120 тыс. долларов за автобус). В случае закупки электробусов это может обойтись в 55,7 миллиона долларов (250 тыс. долларов за электробус).
Инфраструктура
Первый краткосрочный этап реформы транспорта по версии Мирового банка предусматривает существенные вложения в околотранспортную инфраструктуру:
- обновление 600 остановок за 6 миллионов долларов
- установка электронных табло на 300 остановках за 3 миллиона долларов
- обустройство 60 километров выделенных полос для автобусов и троллейбусов за 2 миллиона долларов
- реорганизация 15 перекрестков
- разгрузка автомобильного движения на улицах Преображенской и Пантелеймоновской.
На втором этапе предусматривается реконструкция 15 точек по всему городу в 9 основных и 6 вспомогательных пересадочных узлов, на что необходимо 7 миллионов долларов.
Сколько стоит реформа транспорта?
Все мероприятия краткосрочного этапа реформы, по оценкам Мирового банка, обойдутся Одессе в диапазоне от 64,19 до 93,13 миллиона долларов. Второй этап добавляет к этому еще 7 миллионов. А третий, самый затратный - еще 525 миллионов долларов за счет модернизации трамвайной сети и закупки трамваев.
Таким образом, суммарно всю предложенную Мировым банком реформу транспорта Одессы можно оценить примерно в 625 миллионов долларов или 16,25 миллиарда гривен. И это - не считая расходов частных перевозчиков. На глобальном уровне это составляет почти два годовых бюджета Одессы. Если же эту сумму растянуть примерно на 10 лет - то она, неожиданно, окажется вполне посильной для Одессы. Особенно - с учетом широких возможностей получения кредитов от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Тем более, что более двух третей этой суммы составляет масштабный ремонт трамвайных путей, который невозможно провести везде одновременно - а придется разбивать на отдельные участки в разное время.