С самого начала всего скандала вокруг Летнего театра меня интересовал один вопрос, суть которого вот в чем. Больше двадцати лет, в целом, Летний театр стоял закрытым. Выросло целое поколение молодых одесситов, которые даже не предполагают, что за массивными воротами в глубине Горсада может быть что-то интересное. В прошлом году общественная организация "Спільна мета" пыталась вполне законными, легальными методами открыть Летний театр для общественного доступа - и это ей даже удалось. Территория на несколько недель лета 2016 года стала местом для фан-зоны чемпионата Европы по футболу и ряда других культурных мероприятий. Но наступила осень, ворота закрылись, и были открыты лишь 18 ноября. И поэтому совершенно внезапно, казалось бы, начавшийся скандал о возможности строительства здесь торгового центра оказался совершенно неожиданным для многих.
Как Летний театр закрыли от одесситов
Если углубиться в хронологию событий, то многое тайное становится явным.
На картах Одессы конца XIX и начала ХХ века территория Летнего театра действительно показана как часть Городского сада. Основал его один из "отцов" Одессы Феликс Де Рибас, а подарил городу в 1806 году. Затем территория Городского сада несколько уменьшилась, в том числе благодаря строительству в соседних с ним кварталах. Но не критично. В начале 1930-х гг. в Горсаду провели перепланировку аллей. И примерно тогда же в Горсаду оборудовали сцену для летних концертов и кино на свежем воздухе. Во время оккупации румынские власти инициировали строительство Ротонды на центральной площади Горсада. А уже в послевоенные годы "закуток" Горсада между домами окончательно передали филармонии как подчиняющейся областной власти организации. С тех пор и до конца 1990-х эта территория отделена от остального Городского сада забором и являлась Летним театром филармонии.
Юридически после распада СССР это пришло к примерно следующей схеме. Сам Летний театр как организация и его сооружения (сцена и хозпостройки) являлись собственностью областной Филармонии, подчиняющейся ОГА и облсовету через управление культуры. А земельный участок под ним оставался в собственности городской территориальной громады - то есть, в коммунальной собственности города. В 90-е годы территорию Летнего театра горсовет вывел из числа охраняемой парковой зоны.
В 2003 году Летний театр как учреждение попадает в фактическую собственность на правах очень долгосрочной аренды фирме СП "Солинг", которая принадлежала известному одесскому медийному бизнесмену Артему Вознюку. "Участок находился в частной собственности бизнесмена Артема Вознюка. Он купил его еще в 2000-х годах у облсовета. Насколько я понимаю, сейчас изменился собственник этого объекта, поэтому сразу же стартовал землеотвод", - говорил депутат горсовета и бывший вице-губернатор Алексей Еремица. Произошло это в то время, когда главой областной администрации был Сергей Гриневецкий, мэром Одессы Руслан Боделан, а областным советом руководил Владимир Новацкий, нынешний мэр города Южный. Но директором "Солинга" долгое время по документам числился Диомид Згонник, который также связан с многими другими компаниями, в том числе ведущими строительный бизнес.
Летний театр: открываем или строим?
Так или иначе, но в мае 2016 года мэр Одессы Геннадий Труханов анонсировал открытие Летнего театра: "Я уверен, что в ближайшее время, может, уже в этом месяце, мы получим еще одну площадку для проведения культурных мероприятий в городе". Впрочем, слова мэра остались просто словами - Летний театр открыли волонтеры, а затем в сентябре 2016 года депутаты горсовета на сессии приняли решение о землеотводе для "Солинга" на участок площадью почти полгектара. Целевым назначением было обозначено размещение там "театрально-торгово-развлекательного" комплекса.
Летом 2017 года на сайте ГАСИ - центрального органа в Киеве, появилась информация о выдаче "Солингу" разрешения на строительство на данном участке. Выдали его на основании разработанных одесским городским управлением архитектуры и градостроительства под руководством Александра Голованова градостроительных условий и ограничений. Они, теоретически, должны полностью соответствовать заложенным в Генплан, историко-архитектурный опорный план и Зонинг, ограничениям.
На все эти события общественность Одессы никак не отреагировала, если не считать только публикаций в СМИ в сентябре 2016 года о землеотводе. Но зато общественность отреагировала на факт публикации акта обследования деревьев в Городском саду и Летнем театре муниципальным управлением экологии, которым на правах исполняющей обязанности руководит Валентина Дацюк. В документе говорится о 109 деревьях и кустарниках в Городском саду, которые рекомендовано спилить. Хотя на весь Горсад насчитывается всего лишь чуть более 120 деревьев. После этого ряд СМИ, в основном - лояльных к известному в Одессе застройщику исторического центра города и прибрежной зоны высотками, начали муссировать панику, "разгоняя" мысль о том, что непосредственно в Городском саду будут уничтожать все деревья и строить торговый центр. "Панику" подхватили и другие СМИ, что изрядно взбудоражило весь город. Документ, о котором идет речь, первоначально был опубликован без подписей чиновников и выходных данных, но затем, уже в разгар скандала, депутат горсовета Лилия Леонидова обнародовала документ аналогичного содержания, но уже с подписями и выходными данными.
Строить в Городском саду будет только идиот
Паника относительно любой возможной застройки в Горсаду изначально выглядела достаточно бессмысленной. Хотя бы потому, что ни один здравомыслящий бизнесмен ничего там строить не будет. Равно как и на территории Летнего театра. И вот почему.
Построить торговый центр прямо в Горсаду, как это преподносили некоторые издания, это все равно, что надстроить 16 этажей со стеклянным фасадом прямо на здание мэрии на Думской площади. Строить рядом тоже чревато многомиллионными убытками. Если посмотреть на то, что творится в торговых центрах в центре Одессы, мы увидим, как пустует треть ТЦ "Афина", как массово сдаются в аренду площади в ТЦ "Европа" и "Кадорр". Кому нужно вкладывать миллионы в строительство изначально неликвидного торгового центра в то время, как назревает масштабный кризис на рынке недвижимости? Кому нужно вкладывать миллионы в строительство торгового центра, которое вызовет протесты горожан и серьезный политический скандал?
На фоне назревающего скандала и после первой акции у ворот Летнего театра вечером 14 ноября, была предпринята попытка урегулировать нарождающийся конфликт. Нынешний директор фирмы "Солинг" Игорь Коваленко, депутат горсовета Александр Шеремет и одиозный общественник Марк Гордиенко публично заявили, что достигнуто решение - ничего капитального в Летнем театре не строить.
"Мы нашли понимание с компанией "Солинг" и достигли следующего соглашения : никакой застройки территории и вырубки зелёных насаждений компания проводить не будет. Мы не покушаемся на частную собственность, но любые работы в таком знаковом месте могут происходить только после открытого и публичного обсуждения с представителями городской громады", - заявил Шеремет.
А Коваленко подчеркнул, что его компания ничего делать не собирается: "Компания не планирует и не планировала начала ведения каких-либо строительных работ на данной территории".
Все это происходило 17 ноября. Обратите внимание.
От мирного протеста к силовой акции
18 ноября в Городском саду собрались одесситы на изначально мирную гражданскую акцию с целью не допустить никакого капитального строительства в Летнем театре. Позиция собравшихся понятна и заслуживает всяческого одобрения - так как только равнодушные к судьбе родного города не отреагировали бы на раздутый скандал. Попытка его урегулирования не убедила не только "пересичных" одесситов, но и полицию. Так, советник главы полиции Одесской области Руслан Форостяк отметил, что накануне акции не нашел общего языка с дирекцией фирмы "Солинг", которая под предлогом защиты частной собственности требовала от правоохранителей никого не допускать на территорию Летнего театра.
Среди участников акции совершенно однозначно можно выделить три группы людей. Первая из них - это общественные активисты, выступающие за доступ в Летний театр одесситам в виде возвращения этой территории в муниципальную собственность легальным и мирным путем. Естественно, что и свою гражданскую позицию они собрались выражать исключительно мирно. Вторая, более многочисленная - это просто неравнодушные одесситы, которые пришли морально поддержать Летний театр и Городской сад, попросту - зеваки. И, наконец, третья группа - это сознательные провокаторы, целью которых было довести ситуацию до силового сценария с непредсказуемыми последствиями. Эти люди явно действовали в интересах того или иного крупного бизнеса или политика. И о участии в акции таких ангажированных и "проплаченных" радикалов и общественников заранее предупреждала полиция.
Следует признать, что третья группа добилась своей цели. Несколько дней уже внимание всех одесситов и всей Украины приковано к Городскому саду, где под гром взрывов, огонь фаеров на фоне забинтованной головы начальника полиции радикалы из нескольких организаций и партии "Свобода" подпирают воротами дверь в горсовет и пишут на колоннах памятника архитектуры нацистскую символику. И такая картинка, безусловно, кому-то выгодна. А выгодна она тому, кто всеми силами стремится расшатать ситуацию в городе до того, чтобы убрать нынешнюю местную власть. Зачем?
Например, затем, чтобы и дальше получать разрешения из Киева, либо из других органов власти на строительство в историческом центре Одессы очередного жилого муравейника высотой в 16-18 этажей или 9-этажного торгового центра. Так, как уже построено или строится на площади Льва Толстого, на улице Большой Арнаутской, около театра Музкомедии и так далее.
Что делать с Летним театром?
Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что после случившегося ничего в Летнем театре строить не будут. После того, как против любой мысли о стройке выступили жители города, "отработали" радикалы, высказался против застройки нынешний губернатор, строить там что-либо с сомнительной надеждой на окупаемость будет только политический самоубийца. Но предложить, как можно использовать данную территорию, можно и нужно.
В качестве одного из вариантов можно предложить обустройство в Летнем театре концертно-фестивальной площадки. Ведь почти весь теплый сезон в Городском саду проходят те или иные фестивали, которые загромождают его полностью и превращают большую часть аллей в ярмарку и фуд-корт. А для таких целей идеально подходит Летний театр. По периметру вполне можно организовать летний фудкорт, а на сцене и центральной площадке Летнего театра проводить различные мероприятия.
Заниматься этим должен профильный городской или областной департамент. Городской лучше, так как Летний театр должен принадлежать городу, а соответствующее ведомство изрядно поднаторело в успешной организации фестивалей самого разного масштаба. И никаких волонтеров или частного бизнеса - потому что сегодня волонтеры есть, а завтра их нет. Или же у волонтеров случается какое-либо непонимание с муниципалитетом или собственником территории - и тогда волонтерский проект прекращает свое существование.
Здесь же в Летнем театре можно и нужно организовать приличный детский комплекс. Хотя бы потому, что на весь исторический центр Одессы, если не считать парков и Старобазарного сквера, малышне доступна лишь одна детская площадка на Соборной площади. Депутатов у нас в городе хватает, детские площадки они устанавливать очень любят.
Что вызовет проблемы? Прежде всего - это процедура возвращения земельного участка в муниципальную собственность и под управление территориальной громады. Это долго, чревато различными бюрократическими сложностями, но необходимо. А пока это процесс будет происходить, мэрии пора "брать быка за рога", договариваться с "Солингом" на выгодных для города условиях - и уже весной запускать в Летнем театре фестивальный комплекс под открытым небом. А "Солинг", в свою очередь, как собственник, за свой счет приводит Летний театр в пристойный вид - так как ранее эта компания довела его до нынешнего ужасного состояния.
И, что показали последние события, одесситы, и автор в их числе, не хотят в историческом центре Одессы никаких новых многоэтажных торговых центров, никаких высотных "кадорровок", никаких "будов" и "башен Чкалова". Одесситы вправе самостоятельно решать судьбу своего города легальными способами через систему местного самоуправления, мирные митинги, петиции, проекты и прочее. А не отстаивать интересы одного бизнесмена против другого под видом общественной активности.