Как сообщила пресс-служба Мининфраструктуры, соответствующий вопрос обсуждался на совещании в министерстве под председательством заместителя министра инфраструктуры Юрия Лавренюка. В совещании приняли участие замминистра инфраструктуры по вопросам евроинтеграции Виктор Довгань, представители профильных департаментов Мининфраструктуры, ГП «Администрация морских портов Украины», Государственной службы по безопасности на транспорте.
«Сейчас Российской Федерацией вопреки требованиям Конвенции ООН по морскому праву, Договора между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также ряда других международных соглашений и документов, осуществляется строительство арки транспортного перехода через Керченский пролив. Следует отметить, что никакие действия по поводу строительства указанного объекта РФ не согласовала с Украиной», — отметил Лавренюк.
По словам Лавренюка, Министерство транспорта России подготовило проект приказа о закрытии Керченского пролива в акватории его судоходной части Керчь-Еникальского канала на 23 суток в августе-сентябре 2017 года. Российская сторона аргументирует запрет на проход судов в указанный период установкой арки моста.
«Дальнейшее строительство и ввод в эксплуатацию моста через Керченский пролив приведет к значительному уменьшению судозаходов в морские порты Мариуполь и Бердянск, снижению грузооборота этих портов, торможению их развития, снижению рентабельности металлургических предприятий региона, уменьшению прибыли портовых операторов и филиалов Администрации морских портов Украины, что недопустимо», — добавил Лавренюк.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Мининфраструктуры планирует обратиться в Министерство иностранных дел с целью направления России дипломатической ноты протеста, а также в Международную морскую организацию (IMO), поскольку действия России по строительству арки моста через Керченский пролив и запрет на проход судов могут нанести значительный ущерб не только безопасности судоходства, но и национальной безопасности Украины.
Согласно письму капитана Керченского морского порта, датированного 24 мая, в Керченском проливе введены временные ограничения на проход судов в районе строящегося транспортного перехода. Причиной введения ограничений являются «участившиеся обращения в адрес капитана морского порта Керчь о максимальном высотном габарите судов, проходящих через морской участок под арками пролетных строений строящегося транспортного перехода».
После аннексии Крыма в 2014 году Россия реализует проект строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Мост проходит между Керченским и Таманским полуостровами через остров Тузла. Длина моста — 19 километров. Проект перехода предусматривает железнодорожный и автодорожный проезды. Расчетная суточная пропускная способность четырехполосной автотрассы моста составит 40 тыс. автомобилей, двухколейного железнодорожного полотна — 47 пар поездов. Подрядчиком строительства является компания «Стройгазмонтаж». Госконтракт на строительство должен быть выполнен до 30 июня 2019 года.
Проект транспортного перехода предусматривает беспрепятственный пропуск судов. Ширина судового хода под арочным пролетом моста составит 185 метров (длина арочного пролета моста — 227 метров), высота подмостового судоходного габарита — 35 метров (высота арок в высшей точке — 45 метров), глубина судоходного канала — 10 метров.