Обновленная режимная зона на двух контрольно-пропускных пунктах въезда-выезда в аннексированный Крым на административной границе с полуостровом будет представлена к 15 ноября 2019 года, заявил новый глава Херсонской областной государственной администрации Юрий Гусев на выездном совещании с президентом Украины Владимиром Зеленским.
Президент Украины Владимир Зеленский в ходе визита на админграницу с Крымом вместе с главой Херсонской облгосадминистрации Юрием Гусевым
В субботу, 13 июля Владимир Зеленский посетил административную границу с аннексированным Крымом. Во время визита, кроме Юрия Гусева, он представил нового постоянного представителя президента в Автономной Республике Крым Антона Кориневича. На совещании на КПВВ «Чонгар» обсуждали создание более комфортных условий для пересекающих админграницу с аннексированным полуостровом
Заместитель министра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк во время совещания на «Чонгаре» уточнил, что пока деньги из бюджета выделены только на обустройство режимной зоны двух контрольных пунктов въезда-выезда:
«По режимной зоне я приблизительно понимаю, что это будет ноябрь месяц, мы реально это реализуем. По сервисной зоне у нас на сегодняшний день денег нет. У нас есть средства только на два КПВВ, только на режимную зону – вот эти 99 миллионов».
По словам Юрия Лавренюка, проект обустройства этих режимных зон на «Чонгаре» и «Каланчаке» уже проходит экспертизу, а в общей сложности, с учетом сервисных зон, необходимо выделить около 170 миллионов гривен.
Глава Херсонской ОГА Юрий Гусев подчеркивает, что административная граница с Крымом все равно не будет обустроена, как постоянная.
Юрий Гусев
Пункты пропуска «Чонгар» и «Каланчак» планируется обустроить временным сооружениями, потому что мы понимаем, это временная административная граница с временно оккупированным Крымом
Юрий Гусев
– Пункты пропуска «Чонгар» и «Каланчак» планируется обустроить временным сооружениями, потому что мы понимаем, точно знаем и верим, что это временная административная граница с временно оккупированным Крымом, и он обязательно вернется в Украину. За счет этих сооружений будет создана принципиально новая, качественная, нацеленная на обслуживание людей режимная зона, а также сервисная зона, где будет место отдыха для матерей с детьми, где будет автостанция и центр административных услуг. На сегодняшний день все земельные вопросы решены. Что до финансирования, на совещании президент Зеленский поручил отработать все возможные варианты с Министерством финансов, с которым мы работаем над тем, чтобы привлечь дополнительные средства для обустройства сервисной зоны. Также мы изучаем возможность привлечения инвесторов, в том числе для автостанции.
Юрий Гусев отмечает, что в случае привлечения инвесторов для строительства автостанции и центра административных услуг, им же и предложат содержать эти объекты.
Крымчане должны понимать, что мы их ждем – не только чтобы предоставлять им административные услуги, но и потому, что они граждане Украины
Юрий Гусев
– Для нас очень важно, чтобы люди, которые живут на временно оккупированной территории Крыма, могли получать качественное обслуживание в Херсонской области. Они должны понимать, что здесь для них начинается Европа, что мы их ждем – и не только для того, чтобы предоставлять им административные услуги, но и потому, что они родные наши граждане Украины, которые временно находятся на оккупированной территории, и Крым обязательно вернется в состав Украины.
Постоянный представитель президента Украины в АРК Антон Кориневич рассуждает, что Украина может сделать для крымчан в первую очередь.
Антон Кориневич
Нужно сделать так, чтобы люди, которые приезжают на материковую Украину, видели, что она создала для них надлежащие условия, что ими можно пользоваться
Антон Кориневич
– По данным Госпогранслужбы, админграницу пересекает примерно пять тысяч людей в сутки. Нужно просто сделать так, чтобы люди, которые приезжают на материковую Украину, видели, что она создала для них надлежащие условия, что ими можно пользоваться. То есть, безусловно, важно, чтобы это было реализовано. Сейчас мы говорим про два пункта пропуска, а «Чаплинка» обладает меньшей мощностью. Я так понимаю, что пока про проект его (пункта пропуска «Чаплинка» – КР) реконструкции или нового строительства речь не идет. Мне кажется, государство должно сделать несколько первоочередных шагов, в частности, положить нормальное дорожное покрытие, чтобы люди могли и проехать на машине, и пройти пешком. Кроме того, это освещение на так называемой нейтральной территории. Если люди пересекают админграницу ночью, там полная темнота, это недопустимо.
Антон Кориневич добавляет, что на «Каланчаке» и «Чонгаре» необходимо также предусмотреть водообеспечение, отопление и комфортные условия для матерей с детьми.
– Насколько я понимаю, там нужно немного больше денег, но 99 миллионов гривен – это та сумма, с которой можно начинать реализовывать эти проекты. Я думаю, что центральные органы исполнительной власти надлежащим образом просчитают этот проект, поскольку его важно не только начать, но и закончить.
Экс-представитель президента Украины в АРК Борис Бабин указывает на то, что на админгранице с Крымом сложились условия для нелегального бизнеса.
Борис Бабин
Никто до сих пор не переборол нелегальных перевозчиков, а это основной бизнес на КПВВ, с миллионным пассажиропотоком в год, который не контролируется
Борис Бабин
– Сервисные зоны – это старая история, их не раз обговаривали. Раньше под этим соусом перед президентскими выборами местные «феодалы» хотели таким образом прорубить себе окошка для торговли с Крымом, сделать какой-то хаб для перевалки товаров. Никто до сих пор не переборол нелегальных перевозчиков, а это основной бизнес на КПВВ, с миллионным пассажиропотоком в год, который не контролируется. Выбить такую мафию – большой вызов, и это вопрос к новому руководителю ОГА, к новым главам районов. Будут ли поставлены какие-то сооружения для сервисной зоны? Почему бы и нет, это не сложно. Возникает другой вопрос – будут ли они пользоваться спросом? У меня пессимистичный прогноз: люди не заинтересованы в размещении и получении услуг на границе. С другой стороны, там нужно иметь некий персонал, а желающих нет.
Борис Бабин также высказывает опасения по поводу того, что все происходящее на КПВВ мониторится российскими спецслужбами.
– Это причины, которые сделают невозможным функционирование сервисных зон. Но то, что они могут быть построены – это не такие большие средства. Сделать «потемкинский городок» – не проблема. На деоккупацию наличие или отсутствие сервисных зон никак не повлияет.
Крымская активистка Эльмаз Акимова уверена, что желающих оформлять украинские документы прямо на КПВВ найдется немного.
На самом деле там нет освещения, нет санузлов, нет дорожного покрытия. Там вообще очень все ужасно
Эльмаз Акимова
– Чаще всего я прохожу админграницу на «Каланчаке». Вот слушаю я эти заявления, и такое чувство, что все у нас так хорошо на КПВВ, будто осталось только сервисные центры открыть. У нас на самом деле там нет освещения, нет санузлов, нет дорожного покрытия. Там вообще очень все ужасно. Я не сравниваю с КПВВ россиян, я просто говорю, что нет элементарных условий. Что до административных услуг, я думаю, их оказание на админгранице будет очень непопулярным, в первую очередь, по соображениям безопасности. Подумайте сами: граждане Украины будут ехать на КПВВ, и в сервисных центрах будут оформлять документы недалеко от российских КПВВ? Мне кажется, это совершенно небезопасно. К тому же, все равно нужно будет ехать дальше, чтобы обращаться в суды – или они там еще и суды построят?
Украинское правительство 4 июля 2018 года приняло постановление №584, согласно которому из резервного фонда госбюджета выделили около 106 миллионов гривен на обустройство КПВВ «Каланчак» и «Чонгар» на админгранице с Крымом. Первый замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Юсуф Куркчи намерен выяснить, почему год спустя понадобилось еще 99 миллионов гривен.
Юсуф Куркчи
Непонятно, почему такое подорожание произошло. Будем смотреть, какие документы и какие аргументы будет приводить проектный институт
Юсуф Куркчи
– Я на днях должен пообщаться с проектным институтом, чтобы они обосновали эти цифры, потому как эти 106 миллионов уже выделялись, и там реконструкция предполагала и сервисные зоны, и режимные зоны. Здесь непонятно, почему такое подорожание произошло фактически в два раза. Но будем смотреть, какие документы и какие аргументы будет приводить проектный институт. Основной заказчик – это Министерство инфраструктуры и государственное предприятие «Укринтеравтосервис». Другая проблема связана с теневым оборотом в нелегальном бизнесе перевозок. По нашим подсчетам, годовой оборот там приближается к 100 миллионам долларов в год. Дельцы, которые так или иначе связаны с этим бизнесом, не хотят терять такую прибыль. Если реализовать проект автостанции, то этот доход будет контролироваться, будет легальным.
Юсуф Куркчи предполагает, что с противодействием нелегальных перевозчиков связано затянувшееся обустройство сервисных зон на КПВВ.
После аннексии Крыма Россией в начале 2014 года между материковой Украиной и полуостровом пролегла формально административная, но фактически – настоящая граница. В Херсонской области на админгранице с Крымом работают три контрольных пункта въезда-выезда – «Каланчак», «Чонгар» и «Чаплинка».
(Текст подготовил Владислав Ленцев)