Итак, несколько дней назад чиновники решили существенно увеличить нынешнюю пешеходную зону в Одессе. На данный момент она состоит из двух не связанных между собой "анклавов":
- улица Дерибасовская с Городским садом.
- Театральная площадь - Думская площадь - Приморский бульвар - Тещин мост - бульвар Жванецкого (последний частично в ремонте).
Теперь по выходным дням планируют ввести ограничение на движение автомобилей по улице Екатерининской от улицы Греческой до Екатерининской площади, на всей улице Ланжероновской от Пушкинской до Гаванной и Городского сада, на Сабанеевом мосту, в переулке Чайковского и на Екатерининской площади. Также ограничат движение по первым кварталам улиц Пушкинской и Ришельевской.
В это время туда будут пропускать только машины жителей домов на этих улицах и машины, снабжающие продуктовые магазины. Для этого, очевидно, будут выставляться посты муниципальной охраны.
В рабочие дни на указанных улицах будет сохраняться автомобильное движение в обычном режиме.
Таким образом, в выходные дни оба указанных выше пешеходных "анклава" будут соединены в одно целое единым пешеходным маршрутом. С Дерибасовской можно будет как через Горсад-Ланжероновскую, так и по Екатерининской беспрепятственно попасть на Екатерининскую площадь, к Дюку и на Приморский бульвар.
Это решение "зрело" несколько месяцев, судя по обещаниям чиновников. Сейчас же, насколько можно понять ситуацию, решение в принципе уже принято - и остались лишь бюрократические формальности, в том числе согласование в полиции новой схемы движения транспорта в центре города для его воплощения в жизнь. Уже сейчас в выходные и праздничные дни тротуары в начале Екатерининской и на Ланжероновской банально не вмещают всех гуляющих - приходится буквально протискиваться сквозь толпу. С одной стороны тротуары примерно наполовину заняты летними площадками заведений. А с другой - ограничены рядами припаркованных машин. Пока гуляем - дышим свежими выхлопами.
Что даст новый пешеходный режим? В выходные дни, когда людей в центре Одессы очень много - это больше пространства, больше свободы для пешеходов, как жителей Одессы, так и туристов. Именно туристы должны оценить нововведение. Больше людей - больше клиентов и покупателей в расположенных в пешеходной зоне кафе, ресторанов и магазинов.
Безусловно, это сделает более сложной жизнь автомобилистов. В выходные дни "исчезнет" транзитный автомаршрут через центр города от Преображенской через переулок Некрасова, Сабанеев мост, начало Екатерининской, Ланжероновскую и начало Ришельевской в одну сторону и с Екатерининской и Пушкинской через Ланжероновскую и Гаванную с выездом на Военный спуск и Преображенскую. Явно придется перенаправить ходящие здесь автобусные маршруты №145 и 220 - или сделать для них исключение.
Водителям, едущим отдыхать в центр на выходных, придется искать место для парковки где-то в других кварталах - отчего вырастет "запаркованность" остального центра. Также в выходные дни возрастет трафик по улицам Преображенской, Бунина и Жуковского. А потенциально возможные места для паркингов в центре Одессы еще на стадии строительства превращают в торговые центры - например, под Греческой площадью или около "Привоза".
Надо заметить, что идея пешеходного центра, совмещенного с работой городского электротранспорта - уже достаточно давняя европейская практика. Ближайшие к Одессе подобные "трамвайно-пешеходные" зоны - во Львове на площади Рынок и в Стамбуле на улице Истикляль (с туристическим ретро-трамваем) и в центре от Султанахмет до площади Баязида (тут пространство с пешеходами делит уже магистральный скоростной трамвай). И в каждом уважающем себя городе Европы с трамваем есть хотя бы несколько кварталов, закрытых для автомобилей - но открытых для трамвая. В Одессе такой прецедент можно, теоретически, сделать разве что на Преображенской в районе перекрестка с Дерибасовской и Соборной площадью - но Преображенская здесь является как раз важнейшей городской магистралью.
Развитие пешеходных зон неизменно должно соседствовать с развитием общественного транспорта, прежде всего экологически чистого электротранспорта. В Одессе с этим есть определенный прогресс - за последние 5 лет заменены примерно две трети троллейбусного парка и одна пятая часть трамвайного парка, хотя это количество еще далеко от идеала.
Так или иначе, но увеличенная пешеходная зона уже за нынешнее лето будет по достоинству оценена одесситами. И в дальнейшем, на основе полученного опыта, можно будет думать и о дальнейшем расширении "пешеходного центра" - например до парка Шевченко.