После 20-30 минут в пути одесский трамвай 20-го маршрута привозит пассажиров на конечную остановку "Хаджибейский лиман". Это географический край Одессы - в нескольких метрах от рельсов, у перекрестка Хаджибейской дороги с Объездной дорогой стоит ржавый знак с перечеркнутым названием "Одесса". Фотообзор подготовлен редакцией издания "Пассажирский Транспорт".
Сейчас это периодически зарастаемая камышом площадка с рельсовым кольцом и "бельгийским" остановочным павильоном еще дореволюционной постройки.
Ранее, до начала 1930-х гг., когда трамвай у Хаджибея был еще узкоколейным, линия продолжалась еще на несколько сотен метров далее. Но, после поднятия уровня воды в лимане, часть путей затопило, и линию постпенно укоротили до нынешней конечной станции.
C 1941 по 1949 годы линия трамвая к Хаджибейскому лиману официально не работала, лишь изредка, эпизодически по ней ходили трамваи уже в послевоенные годы. Официально ее "перезапустили" лишь в 1949-м. А в 1962-м - перестроили на широкую колею.
С тех пор конечная остановка, да и сама линия "камышового" маршрута сохранились до наших дней практически без изменений. Разве что, отсюда последними в 1987 году среди городов бывшего СССР "ушли" последние пассажирские двухосные трамваи модели КТМ-2, которых сменили привычные одеситам "Татры".
Около кольца до начала 2000-х сохранялся служебный тупик, имевший длину сначала до 300 метров, а затем постепенно укорачивавшийся - сюда на грузовых трамваях свозили различный строительный мусор от ремонтов путей и улиц.
Подробнее с историей "камышового" трамвая можно ознакомиться по ссылке.