Приближается обнародование результатов расследования, которое проводили специалисты «Роскосмоса», при этом все более становится очевидным, что причина возникновения дыры на борту, каковой бы она не являлась, грозит серьезным ударом по репутации космической отрасли РФ.
Дабы не гадать и не создавать путаницы, необходимо просто разобраться в причинах и возможностях появления подобного отверстия. На каком из этапов строительства мог образоваться дефект – в заводском сборочном цехе либо уже на испытательной площадке на космодроме Байконур. Быть может и вовсе в открытом космосе, когда борт направлялся на Международную космическую станцию?
Вариантов несколько и все они плохие?
Если идти от начала, то можно предположить, что дефект появился в заводских условиях в ракетно-космической корпорации «Энергия» и причин тому может быть несколько. Первая – халатность конструкторов, вторая – диверсия. Версия с неудовлетворительным качеством работы выглядит довольно реалистично, так как в последние годы халатность в «Роскосмосе» нередко являлась поводом для масштабных проверок всей отечественной космической отрасли. Если же дело в диверсии, то это, возможно, еще хуже. Получается, что на режимный объект, минуя все системы безопасности, попадают неизвестные лица с неведомыми целями. Как бы там ни было, но удивление сразу вызывает тот факт, что конструкторы в ходе экспериментальных проверок не заметили такой весомый дефект.
Не исключено, что дыра на борту могла появиться уже на Байконуре во время монтажных работ. Но и тут вызывает явное недоумение, по какой причине специалисты не смогли разглядеть очевидное. Выходит, что тоже – банальная халатность?
Вариант с проникновением на МКС и вовсе выглядит трудно представляемым, ибо на станции поставлена система безопасности. И если предполагаемые диверсанты смогли проникнуть на закрытые и охраняемые площадки космической станции, то грош цена таким системам безопасности и лицам, отвечающим за безопасность режимного объекта.
Если предположить, что отверстие сделали на Земле, корпорацию по космической деятельности неминуемо ожидают долгие скандалы и разбирательства. И причины тому будут – отсутствие контроля качества строительства и серьезные промахи в системе безопасности на объекте повышенной секретности. По каждому из случаев экспертам также придется еще выяснить, каким образом отверстие на космическом корабле было визуально заделано.
Крайне нежелательный вариант, если результаты экспертизы покажут, что отверстие появилось не на Земле. В таком случае под удар могут попасть работающие на космической станции астронавты и космонавты и всю вину за случившееся могут возложить именно на них.
Конечно, объективно рассуждая, такой вариант выглядит весьма глупо. Это выглядит так, что сами космонавты не пойми из каких соображений, уничтожают борт, на котором им предстоит работать и рисковать своей жизнью.
Поэтому если проверяющие придут к единому выводу о том, что дыра на борту космического происхождения, это может стать концом продолжительного и плодотворного российско-американского сотрудничества в космической сфере. Ведь двустороннее сотрудничество России и США в космосе в какой-то мере является одной из последних связующих нитей между двумя странами, что позволяло Москве и Вашингтону поддерживать дружественные отношения.
Если в совершении диверсии будет доказана причастность Соединенных Штатов Америки отношения между РФ и США пошатнутся еще больше, хотя куда уж дальше. В результате инцидента обе страны вряд ли будут готовы к дальнейшему сотрудничеству, а значит, что проект МКС, а также вся российская космонавтика окажется под реальной угрозой.
Не секрет, что «Роскосмос» сегодня не обладает той суммой денег, которые необходимы для полноценного существования своей космической станции.
В настоящее время ситуация действительно выглядит критично и вариантов благополучного разрешения проблемы, к сожалению, пока не видно. По версии «Life» сейчас появилась одна из первых, но еще неофициальных версий ЧП. Так, эксперты уже якобы склонны делать вывод о том, что дыра была сделана в космосе. При таком исходе, поводов для оптимизма, конечно, нет. Это один из самых нежелательных сценариев, что приведет к серьезным проблемам.
В случае если дефект возник на Земле, ничего хорошего в этом тоже нет, но это станет, куда менее болезненным вариантом. Ошибки и недочеты можно исправить, виновных наказать по всей строгости закона, чтобы в дальнейшем избежать повторения такого рода происшествий. Как говорится – решатся все проблемы и невзгоды, не вынося сор из избы, а пока только и остается, что с замиранием сердца ждать официального заключения экспертной проверки.