Как одесский трамвай петляет по узким улочкам Слободки

Источник:  uc.od.ua  /  11:22, 23 Июня 2017

В рубрике "Фото дня" мы показываем, как по узким улочкам старинной одесской окраины - Слободки, петляют трамваи

Изначально на Слободку, тогда - Слободку-Романовку, еще с XIX века ходила конка. Затем, по проекту частного инвестора - "Анонимного бельгийского общества", был предложен проект трамвая, который поднимался бы к Слободке от улицы Балковской по Дюковской, затем выезжал на улицу Городскую (ныне - улица Академика Воробьева) и заканчивал бы маршрут тупиком около городской психиатрической больницы.

Фотообзор подготовлен редакцией издания "Пассажирский Транспорт".


Начало кольца: налево - на Рачкова, справа - вагон возвращается в город по Нерубайской.

Когда же эту линию трамвая таки в 1912 году запустили - то она шла немного иначе. Вместо Дюковской улицы трамвай пустили по улице Новинского (современная - Маловского). Того участка Дюковской от Балковской до железной дороги сейчас увидеть невозможно - все поглотила более поздняя застройка и даже ландшафт местности не позволяет предполагать, что где-то тут была улица. А на Слободке первоначально линию трамвая даже продлили - от психиатрической больницы по улице Полевой (ныне - Слободская) до Слободского базара. К слову, улица Церковная, по которой трамвай выходил с Полевой к базарчику, сейчас называется Салтыкова-Щедрина и это самая узкая улица Одессы с трамвайной линией.


Улица Рачкова

Позже, к 1915 году линию достроили дальше - от базарчика "замкнули" кольцо по кварталам Слободки по улицам Училищной и Нерубайской (Нерубальской - в ходу оба варианта названия).


Трамвай на улице Академика Воробьева

С тех пор и до 1951 года линия трамвая на Слободку никак не менялась и работала под номером 15 от Тираспольской площади.


Трамвай на улице Слободской идет противоположно направлению одностороннего автомобильного движения.

Именно при перестройке на широкую колею "слободское кольцо" получило две своеобразных "петли" - так как радиусы поворотов рельсов с улиц Слободской и Училищной были слишком малы, их сделали в виде огибающих весь перекресток изгибов.


Чтобы повернуть со Слободской на Салтыкова-Щедрина, трамваю приходится описать сложную петлю, дважды пересекая проезжую часть.

В 1951 году линию перестроили на широкую колею. Что характерно, расположенное рядом депо на Слободке перестроили под ширококолейные вагоны только в 1953 году. С 1971 по 1976 год в дополнение к 15-му маршруту на Слободку ходил маршрут 30А - "временный" вариант маршрута №30, пока в течение нескольких лет продолжались работы по полной перестройке улицы Фрунзе (Балковской).


Конечная остановка у базарчика

В 1981 году слегка изменили улицу Новинского, переименованную к тому времени в Маловского - трамвайные пути перестроили с "автро-венгерской" схемы по бокам от проезжей части на обычное выделенное полотно с одной стороны улицы.


Площадь Молодежи - так называется сразу несколько небольших улочек вокруг храма.

С 2011 года на Слободку также ходит маршрут №12.


Улица Училищная

Сейчас трамваи сворачивают с улицы Маловского по часовой стрелке, пересекая путь противоположного направления, на улицу Рачкова, где есть ответвление в депо. Затем выезжают на улицу Академика Воробьева, около школы №76 и городской больницы №11. После этого около одного из хлебозаводов поворачивают на Слободскую и идут к базарчику. Здесь - конечная. После нее трамвай выходит на Училищную, сворачивает на Нерубайскую и возвращается на улицу Маловского.


Улица Нерубайская

Наверх