События 14 августа в Одессе в религиозной жизни Украины послужили очередным катализатором для новых всплесков интересов по вопросам приобретения Томоса для независимости всего украинского православия и для разговоров об истином влиянии на духовный мир резидентов Московской патриархии.
Если же рассмотреть вопрос детально, то в Одессе Московская патриархия перешла к использованию проверенной годами практики политического православия. Вот только эффект получился обратный.
Дело Каурова живет
Если кто уже начал забывать некогда известного фрика, объявившего себя не много, ни мало - президентом "Одесской народной республики" и сбежавшего в Москву Валерия Каурова, то это зря.
Именно с ним связывают появление в общественной жизни Украины целого течения, под названием "политического православия". Вскормленный грудью бессменного одесского митрополита Агафангела, Кауров, прикрываясь благословлением иерарха, творил все, что ему вздумается на ниве противодействия другим православным деноминациям.
Копья Кауров поломал уже в Киеве, где ввязался в борьбу между епископами проукраинской и промосковской ориентации в рамках УПЦ Московского патриархата.
Тогда дошло до того, что Каурова в частности, а "политическое православие" в целом осудил собор УПЦ. Но, как оказалось, не надолго.
В связи с существенным ослаблением позиций митрополита Агафангела, которое выразилось в разделении епархии, а уже сейчас с реальной возможностью канонической конкуренции в рамках православия, услуги новых Кауровых снова стали востребованы.
При том, что епархия повсеместно убрала с табличек церквей упоминание о Московском патриархате, именно Одесский экзархат остается в рамках УПЦ одним из самых промосковски ориентированных.
Разумеется, устраивает это далеко не всех. Имеется в виду клириков. Многие священники УПЦ в епархии, пользуясь своим правом, перестали поминать на службе российского патриарха Кирилла, ограничиваясь митрополитами Онуфрием и Агафангелом. Некоторые и явно застыли в ожидании кардинального пересмотра религиозного порядка вещей, связанного с предоставлением Томоса.
Да и самый "тяжеловесный" промосковский актив, будучи втянутый в "русскую весну" в 2014 году с Одессы сбежал в Москву. Для понимания масштабности, стоит напомнить о целом секретаре епархии Новикове, который служит теперь в небольшой церквушке, но на Воробьевых горах в Москве.
Оставшиеся в Одессе заняли разные позиции. Есть относительно небольшой проукраинский актив, настроенный, правда не столько за предоставление Вселенской Патриархией Томоса, сколько затаив личные обиды на "деда", как называют митрополита Агафангела за глаза.
Большая часть актива и самая его мощная часть также не стоит на московских позициях, а скорее на выжидание момента. Многие внутри этой части, понимая политическую составляющую в стране, а также с оглядкой на возраст Агафангела, не стесняясь примерять на себя его облачения, панагии и посохи.
Ну и третья часть, также небольшая - это верный Агафангелу откровенно промосковский актив, который в силу своей не большой значимости, не попал в поле зрения СБУ и, поэтому не сбежал из страны.
Эти священники в основном служат на юге области.
На юге, где в спину московскому патриархату откровенно дышат не только проукраинские деноминации, но и такая же каноническая Румынская церковь. И именно на борьбу с ней заточены эти кадры.
Застрявшие во времени
То, что "золотые времена" для московской патриархии в Украине, как и в Одессе окончательно прошли, понимают теперь уже все, кроме митрополита Агафангела и его пророссийских сподвижников. И события 14 августа в Военной академии - тому прямое свидетельство.
"Утрата" не существующего там храма - это только первая ласточка коренного переломного момента в положении дел московской патриархии. И таких случаев будет много.
Если не брать во внимание реальные церковные здания, принадлежащие УПЦ и оформленные на епархию (чтобы обезопасить себя от перехода целых приходов со священниками в другие юрисдикции), небольшие помещения существуют едва ли не во всех вузах города, воинских частях, больницах и т.д.
И все эти помещения во времена Кучмы-Януковича, Агафангел получал по простому телефонному звонку руководителям частей, больниц, вузов. Отказывать тогда было нельзя. Что там говорить, ведь даже все губернаторы области первым делом ехали на поклон к Агафангелу. Было это даже тогда, когда ОГА руководил Михаил Саакашвили. До него за "благословлением" в епархию ездил даже иудей Игорь Палица.
И никто не обсуждал эти странные визиты к московскому митрополиту в то время, как Москва совершала прямую военную агрессию против нашей страны.
И именно поэтому в епархии продолжают совершенно искренне не понимать, почему все поменялось, почему в Военной академии заговорили о религиозной свободе и допуске к верующим курсантам священников любых конфессий.
А утрата монополии и вынудило московских резидентов на совершение целого ряда панических тактических и стратегических ошибок.
Необратимые процессы
А теперь перейдем детально к событиям 14 августа. То, что на территории Военной академии имеют свободный доступ люди, просто на КПП называющие себя верующими, все знали давно. Руководство вуза на это все закрывало глаза. Почему? Видимо, само есть прихожанами этой церкви, несмотря на то, что многие офицеры прошли войну и видели, что творят священники УПЦ на оккупированном Донбассе.
Даже тот факт, что до "русской весны" на территории Академии действовал кружок подготовки террористов, замаскированный под клуб патриотического воспитания - кто-то старательно вывел за скобки. Руководители кружка или сбежали из страны или были арестованы. Но никто из руководства военного вуза за предоставление территории для таких занятий - ответственности не понес.
Более того, посторонние люди, называя себя верующими, свободно проникали на территорию режимного объекта и могли собирать любую информацию.
К этому настолько привыкли в епархии, что явно недооценили руководство вуза, вступив с ними в конфликт.
А теперь подробнее. Как следует из собранной информации, на 14 августа в Военной академии действительно состоялось собрание капелланов украинской армии, которые в основном состоят из священников УПЦ КИевского патриархата, автокефальной православной церкви и греко-католической.
Разумеется, что в нынешней политической обстановке ни военные капелланы не захотели бы служить с российскими священниками, ни последние с "еретиками и раскольниками". Руководство вуза, судя по всему, объяснило все священнику, который называет себя "настоятелем храма Кирилла и Мефодия", то есть регулярно служит там в помещении для молитвы, однако, чувствуя свое привилегированное положение, священник не просто отказался, а решил поставить руководство вуза на место, продемонстрировав силу.
Расчет не сработал. Но только лишь потому, что накануне руководитель вуза, генерал-майор Гуляк был вынужден "под роспись" ответить на вопросы патриотов и рассказал, что никакого храма УПЦ Московского патриархата на территории Академии не существует, а вуз действительно заинтересован в том, чтобы верующие курсанты и офицеры всех конфессий имели равные возможности в удовлетворении своих духовных потребностей.
Тем не менее, явно не зная этого ответа, преподаватели духовной семинарии, священники совершенно других храмов и прихожане совершенно других приходов накануне были мобилизированы руководством епархии на явные провокации.
"Верующим" приказали собрать не менее 5 человек от каждого, прийти под стены Академии и фиксировать все на камеры. Те так и сделали.
Вот только собрать удалось не более трех десятков человек. Они и устроили отчаянную попытку пробиться на режимную территорию. Уже на месте "верующие" стали обвинять во всем военных.
Когда скандал стал транслироваться в СМИ и полученный накануне ответ Академии о том, что никакого храма на его территории нет, епархия вышла со своим комментарием.
В пресс-службе оппонировали военным, мол храм существует, а события перед КПП - это давление на верующих именно Московского патриархата. Военных убеждали, что священники сами по себе, в прежнем вузе и с предыдущим ректором оформили соглашения на церковь и даже напомнили, что митрополит Агафангел постарался, чтобы вуз вообще остался в Одессе.
Но и здесь предварительный расчет не оправдался. Уже на следующий день достоянием общественности стала переписка организаторов провокаций накануне. И в ней видно, что "притеснение верующих" - это лозунг, с которым активисты Московского патриархата должны были продемонстрировать массы и силу.
Не оправдались надежды провокаторов и на общественный резонанс. В соцсетях пользователи так и не поняли, почему женщин в платочках и с камерами в руках приспичило пойти именно в эту церковь, ведь напротив нее, гораздо ближе к КПП Академии находится храм святой Татьяны, также УПЦ Московского патриархата. Зачем на режимную территорию вообще пускают посторонних и почему?
Теперь же одесситы с упоением читают переписку организаторов в вайбере, смотрят на релиз епархии и не понимают, зачем так откровенно лгать и перекручивать факты?
А вышло так, как вышло.
Что будет дальше?
Уже сейчас понятно, что Московскому патриархату в стенах Военной академии внимания больше не уделят, чем другим конфессиям. И епархии придется или согласиться с этим или уйти навсегда.
Более того, вопросы о функционировании подобных заведений в Одессе и области будут подниматься все регулярнее и регулярнее. Произойдет ли это быстро в коммунальных учреждениях? Вряд ли! Однако в государственных структурах - однозначно.
Уже сейчас московским священникам дали понять, что в военном госпитале они будут в лучшем случае одними из, а не единственными. Такие же вопросы ожидаются в других военных в первую очередь учреждениях.
А с началом учебного года подобные вопросы будут поднимать в вузах.
Процесс пошел. И, самое главное, аргументов у московской патриархии не осталось ни одного. Ведь миф "о захвате храмов" не сработал. А поражение в военной академии прошло без участия "праворадикалов", чем любят прикрываться в епархии.
Да и переписку с мобилизацией, по результатам этого поражения, "слили" совсем не посторонние люди, а те священники, которые уже сейчас в структуре УПЦ МП готовятся к необратимому - получению Томоса.