«Патриотически настроенная» «российская общественность» сетует, что «власти Крыма» всего за 200 миллионов рублей продают Евпаторийский авиационный ремонтный завод (ЕАРЗ), Феодосийский судомеханический завод и мастерскую «Крымпроектреставрация». Распродажа оборонных предприятий Феодосии и Евпатории говорит о том, что в России больше нет денег на развитие в Крыму военно-морской авиации и мощностей по обслуживанию двигателей малых судов и быстроходных катеров, пишет Ассоциация реинтеграции Крыма.
Сообщается, что, начиная с 2010 года, ЕАРЗ деградировал в рамках политики Виктора Януковича и министра обороны Павла Лебедева по разрушению оборонного потенциала Украины перед грядущей военной агрессией России. Это происходило в условиях, когда завод был признан стратегически важным объектом для национальной безопасности Украины. Мощности ЕАРЗ позволяли ему приносить прибыль путем ремонта самолетов «Бе-12», «Як-42», «Як-38У», «Су-25», «Ан-24», «Ан-26», «Ан-32» и воздушных винтов «АВ-68Д», «АВ-68И». Это достаточно распространенная техника в Украине и за её пределами.
В 2016 году оккупированный Крым посетила группа высокопоставленных офицеров ФСБ РФ и представителей администрации президента РФ, они интересовались производством и обкаткой на базе ЕАРЗ и аэропорта Евпатории новых сверхлегких и экономичных двигателей и винтов для российской авиапромышленности. Но, несмотря на то, что «главу Крыма» Сергея Аксенова поставили перед фактом необходимости полной поддержки проекта, процесс не заладился. В том числе и потому, что не содержал опции «освоения легких денег».
В итоге ЕАРЗ оккупанты передали в ведение подконтрольной директору Ростеха Чемезову «Объединенной авиастроительной компании». Озвучивались амбициозные планы реставрации военных самолетов-амфибий «Бе-12» и другой техники для нужд Черноморского флота РФ. Благоприятствовало этим процессам назначение в базовом для ЧФ РФ Севастополе «губернатором» Дмитрия Овсянникова, протеже Сергея Чемезова.
Для возобновления программы по производству и восстановлению непосредственно в Крыму российской военной авиатехники россияне «волевым решением» перебросили на ЕАРЗ несколько заказов с российских заводов. Причем, видимо по причинам секретности «правильного распределения фондов» внутри Минобороны РФ и «Ростеха», данные заказы не были проведены через официальные закупки. Получается, что широко разрекламированное российскими СМИ в 2019 году завершение в Евпатории первого ремонта штурмовика Военно-космических сил РФ «Су-25» оказалось очередной модернизацией «ихтамнета» а также разовой акцией не коммерческого, а пропагандистского значения.
Поэтому продажа ЕАРЗ за смешную сумму в пакете с двумя другими предприятиями в конце 2020 года знаменует отказ РФ от восстановления в Крыму оборонных мощностей по причине глубокого кризиса и исчерпания средств.
Продажа вместе с ЕАРЗ и Феодосийского судомеханического завода это классическое «денег нет, но вы держитесь» от российского премьера Мишустина и «главы Крыма» Аксенова в адрес пограничных подразделений ФСБ РФ.
Сами же россияне в специализированном журнале «Оборона» за октябрь 2020 года сетуют, что в стране разрушена отрасль строительства необходимых военным судам дизельных двигателей. Авторы РФ жалуются, что предприятия были развалены, а попытка наладить лицензионное производство финских и французских аналогов потерпело крах, и еще пишут, что будут налаживать поставки для РФ финско-китайских двигателей.
Но самое главное – россияне в этой же статье отмечают важность именно российских дизельных двигателей «М500» для малых судов и быстроходных катеров погранслужбы ФСБ РФ , тех самых катеров, которые блокировали украинские суда в Керченском проливе в 2018 году. Продажа за копейки Феодосийского судомеханического завода говорит о том, что с этого момента для российских катеров становятся дефицитом, собственно, дизельные двигатели. Ведь именно в Феодосии обслуживались и ремонтировались те самые дизеля «М500» .
Это можно считать производственной капитуляцией РФ, в первую очередь перед китайскими «партнерами». Сворачивание собственных производственных и сервисных мощностей по обслуживанию судовых дизелей и замена их на китайские аналоги дает понять, что российские пограничные суда теперь будут в данном вопросе зависеть от Китая.
Напомним, ранее «Флот 2017» сообщал, что самое мощное винодельческое предприятие оккупированного полуострова «Массандру» так называемые «власти Крыма» выставили на незаконный аукцион. На месте винзавода уже вскоре могут появиться многоэтажки.
Также сообщалось, что оккупанты разместили мусороперерабатывающий завод сразу у жилых домов.