Бессмысленные траты мэрии Одессы

Джерело:  dumskaya.net  /  12:00, 20 Травня 2019

Светящиеся качельки из России, «золотой» тротуар Ришельевской и заборы из г…вна и палок

Децентрализация обернулась новыми финансовыми возможностями для больших городов Украины. Одесса не стала исключением, и последние годы мэрия активно тратит деньги направо и налево. Порою финансируются действительно важные и нужные городу проекты, однако время от времени власти выделяют солидные средства на всякую ерунду. Или не ерунду, но результат все равно заставляет хвататься за голову.

«Думская» вспоминает о самых странных тратах одесского муниципалитета.

 

Карикатура "Думской", иллюстрирующая одну из чрезмерных трат мэрии - закупку дорогих внедорожников для департамента городского хозяйства
Карикатура "Думской", иллюстрирующая одну из чрезмерных трат мэрии - закупку дорогих внедорожников для департамента городского хозяйства

 

 

ТАИНСТВЕННЫЕ КАЧЕЛИ ИЗ ПИТЕРА

Первое место уверенно занимают световые качели, которые установлены на Греческой площади, в Аркадии и парке Шевченко. Обычные, ничем не примечательные качалки, любимые детьми разных возрастов, но несущие в себе светодиодные лампочки, были приобретены и установлены в рамках «Общественного бюджета» 2018 года за баснословные 4,7 млн грн.

Чиновники изначально откровенно врали: так, директор департамента городского хозяйства Александр Козловский заявил, что высокая цена связана с тем, что оборудование невероятно редкое и прибыло из далекой Австралии, однако вскоре выяснилось, что подобные качалки производятся только в… Санкт-Петербурге и стоят в три раза дешевле, чем за них уплатила Одесса.

Возможно, скандальный проект привлек бы к себе меньше внимания, если не халтурный монтаж. На Греческой рабочие, устанавливавшие качели, разобрали брусчатку и не смогли ее качественно уложить на место, а чтобы скрыть следы халатности, – присыпали песочком.

Сами аттракционы оказались низкого качества – ручки, за которые должны держаться дети, начали отваливаться уже через пару дней после ввода в эксплуатацию. Понимая, какой косяк допустили, в мэрии даже не стали вести контрпропаганду и оправдываться – просто молчали, пока скандал сам по себе затих.

 

СОБАЧЬИ ДЕЛА

 

Полтора миллиона гривен муниципалитет потратил на площадку для выгула собак в Стамбульском парке – в мэрии настаивают, что это самый крупный такой объект в городе.

Возможно, это действительно так, однако дорогущая площадка представляет собой… всего-навсего площадку. Здесь нет ничего для дрессировки собак — ни лесенок, ни полос препятствий, ничего. Одни скамейки для хозяев и тротуарная плитка. Ну и забор. Вот и все, что получилось за полтора миллиона. При этом сказать, что площадка популярна, нельзя: обычно она пустует. Собачники рассказывают, что животным здесь неинтересно. Кроме того, чтобы попасть на территорию, нужно пройти через кишащий людьми Стамбульский парк, что в принципе неудобно.

Вообще, наша мэрия сильно любит собак. Порою больше, чем людей. Площадка в Стамбульском парке не идет ни в какое сравнение со скандально известным проектом «ДогТаун», который лоббирует депутат горсовета Ирина Куценко. Строят его прямо в парке мемориала «411-я батарея» за 5 млн грн, выделенных в рамках «Общественного бюджета».

При этом, по нашим данным, у проекта есть серьезный частный инвестор, готовый вложить в него еще десять миллионов, после чего «собачий городок» превратится в полностью коммерческое предприятие, к которому громада не будет иметь никакого отношения.  

 

ЗОЛОТОЙ ТРОТУАР

Довольно спорным проектом нынешней городской администрации является мегаремонт тротуара на Ришельевской, который до начала работ был во вполне удовлетворительном состоянии (во всяком случае, в городе сотни мест, где такой ремонт куда нужнее). Сам Геннадий Труханов называет происходящее «небывалым, не имеющим аналогов в новейшей истории Одессы» – дескать, помимо замены асфальтного покрытия на плитку, подрядчик, компания «Ростдорстрой», перекладывает коммуникации, создает для них специальные колодцы, меняет контактную сеть троллейбуса. Безусловно, работы эти нужные и полезные, однако цена вопроса поражает воображение – на Ришельевскую уже потратили 121 миллион гривен, а в 2019-м выделили еще 7 миллионов. И нет никакой гарантии, что смета не продолжит раздуваться: стартовали-то с 90 миллионов.

Надо сказать, что речь идет не обо всей улице, а лишь о половине — от Ланжероновской до Успенской. Ожидалось, что проект завершат до конца 2018 года, но он был продлен на год. И ладно бы делали, как говорится, на века. Но и этого нет. Ранее на тротуаре лопнуло несколько канализационных люков, на которые наехала машина. Городской голова даже разразился критикой в адрес одесситов, мол, ездят там, где нельзя. Однако же истинной причиной проблемы, скорее всего, является тот факт, что подрядчик сэкономил на качестве люков и установил дешевые образцы. Если и все остальные работы ведутся с тем же усердием, то страшно представить, что будет с тротуаром на Ришельевской стоимостью в 128 миллионов через несколько лет…

Кстати, одним из результатов этой реконструкции стало существенное сужение тротуаров из-за новых парковочных карманов. Вот так, во всем мире пешеходные зоны расширяют, а у нас делают все с точностью до наоборот.

Г…ВНО И ПАЛКИ

Столь же «тщательно», буквально из г…вна и палок, но неизменно за большие деньги, делались многочисленные школьные заборы на Таирова и в Малиновском районе. Их появилось множество, но внимание публики привлекла ограда у школы 55 на Ильфа и Петрова. Подрядчик — компания «Одесаміськбуд» — использовал там (и в ряде других мест) не обычный обожженный, а прессованный и высушенный на солнце кирпич, причем самого низкого качества, пустотелый и крошащийся в руках. Нет даже намека на арматуру, а местами отсутствует и фундамент. В общем, дешевле было бы, наверное, сделать забор из профнастила, и то не факт.

Со временем забор начал разрушаться, причем установить, кто больше виноват — регулярно прыгающие на ограду вандалы или же бракоделы-строители, создавшие столь хрупкую конструкцию (она буквально шатается на ветру!), — уже не представляется возможным. Как бы то ни было, подрядчик должен был восстановить объект за свой счет, заменив г…но на нормальный материал, но уж скоро лето, а воз, точнее разрушенный забор, и ныне там. По слухам, управление капстроительства который месяц не может дозвониться до стройфирмы.

Только за 55-ю школу «Одесаміськбуд» получила 22 миллиона 716 тысяч гривен. Кроме разрушающегося забора, она установила там огромное количество скамеек (просто огромное — непонятно для кого) и опять-таки совершенно бессмысленные маленькие оградки вокруг газонов и деревьев.

ВНЕДОРОЖНИКИ ДЛЯ ДВОРНИКОВ

Странной тратой отметился в прошлом году департамент городского хозяйства. Сначала начальники метел и совков хотели приобрести два дорогих внедорожника Toyota Land Cruiser в солидной комплектации, но когда это вызвало скандал в СМИ, они отказались от них в пользу более бюджетных  Skoda Kodiaq. В итоге вместо четырех с гаком миллионов гривен город потратил всего 1,8 млн. Правда, на кой ляд управлению ЖКХ нужны два внедорожника, публике так и не объяснили.

Кстати, в 2017-м году мэр строго-настрого запретил покупать за счет города легковые машины, за исключением санитарного и другого спецтранспорта. Видимо, если нельзя, но очень хочется, то можно.

ВЕЛОДОРОЖКА ИЗ НИОТКУДА В НИКУДА

Велодорожки — штука хорошая и нужная, но только когда они проложены там, где надо и в соответствии с нормами. То, что сотворили на Краснова, противоречит даже проекту, который был утвержден мэрией. Но обошлось оно в 4,6 млн грн.

Велодорожка ведет из ниоткуда в никуда. Начинается она не на Адмиральском проспекте, что было бы логично (и прописано в тендерной документации), а только возле ипподрома, где заканчиваются жилые многоэтажки, приписанные к улице Генерала Швыгина. Доходит полоса не до Артиллерийской, а до автозаправки «ОККО».

Антипарковочные столбики, которых, по проекту, должно быть 135 штук, присутствуют только на небольшом участке от Адмиральского проспекта до ипподрома, дорожных знаков (в техзадании — восемь штук) нет совсем. О таких мелочах, как, например, «высевание многолетних трав», даже говорить не будем.

Так было в проекте

А так получилось в итоге

В общем, тупо закопанные миллионы.

КАСТРАЦИЯ КОТОВ

Еще одна труднообъяснимая, с точки зрения здравого смысла, трата муниципалитета — выделение денег на кастрацию одесских котов. Нет, несомненно, как-то регулировать численность бездомных животных надо. С собаками, кстати, это получается, и неплохо. Однако, во-первых, есть мнение, что проблема котов сильно преувеличена, а во-вторых, то, как борются с кошачьим перенаселением, вызывает сомнение в том, что целью борцов является именно регулирование численности.

В 2018-м году на стерилизацию усатых-полосатых выделили 500 тысяч грн. Департамент экологии и развития рекреационных зон горсовета провел тендер (на четыре лота), определив организации, которые занялись непосредственно реализацией программы. Это частные ветеринарные клиники, которые запросили за лишение репродуктивной функции одной особи 388 грн (в эту сумму входит, кроме самой стерилизации, биркование, вакцинация против бешенства и при необходимости лечение послеоперационных осложнений). За год процедуре подверглось 1108 животных.

В 2019-м на кастрацию выделили уже 900 тысяч грн, но обработка одного кошачьего стоит уже 448 грн. Тендеры выиграли те же клиники, что и в прошлом году.

Почему все это пустая трата средств? Биологи говорят, что применение метода ОСВ - «отлов/стерилизация/возврат» — может быть успешно только в случае достаточно широкого охвата (некоторые специалисты настаивают на необходимости одновременной стерилизации 70-80% самок) и при изоляции группы, то есть надо препятствовать миграции и присоединению к нашей популяции нестерилизованных животных, скажем, с территории области. Совершенно очевидно, что стерилизация всего тысячи кошек в городе, где их обитает больше 100 тысяч, абсолютно не отвечает критериям эффективности. Уличные кошки способны приносить потомство два-три раза в год и давно уже компенсировали ущерб, нанесенный их популяции этой программой. А ведь далеко не факт, что упомянутая тысяча — это кошки, отловленные во дворах и на улицах: как-то одесситы не заметили сколь-нибудь массового отлова, да и, полагаем, во многих местах ловцов встретили бы совсем не дружелюбно. Не исключено, что значительную часть стерилизованных животных составляют домашние питомцы, которых записали как уличных, или же кошки из приютов. Но тут, понятно, надо разбираться отдельно.

С собаками совсем другая ситуация. Их меньше, и достичь необходимого охвата проще. Они агрессивнее кошек и создают больше неудобств людям, поэтому их отлов с последующей стерилизацией, как правило, не вызывает противодействия. Оттого-то с собаками у Одессы в основном получилось, и их популяция сильно сократилась за последние 15 лет, хотя и эта проблема до конца не решена.  

ГОРОД БЕЗ ПЫЛИ

Ну и в завершение — хрестоматийный пример выбрасывания денег. Речь идет о программе «Город без пыли», которую тоже реализовали в рамках «Общественного бюджета». Она предполагала установку декоративных приствольных решеток вокруг деревьев на центральных улицах города.

За проект проголосовали 2313 одесситов, и он победил. И сразу после этого начали происходить интересные вещи. Поскольку стоимость проекта составляла 5 млн грн, компанию-подрядчика надо было выбрать на тендере — таков закон. Чтобы обойти это требование и напрямую подписать договора с нужной фирмой, указанную сумму разделили на четыре «допороговых» лота, каждый меньше 1,5 миллиона грн (максимальная сумма, которую можно потратить без тендера). В итоге подрядчиком стала компания «Градо-строй».

География проекта тем временем сократилась со всего центра до четырех улиц: Тираспольской, Екатерининской, Ришельевской и Дерибасовской. Вместо изначально заявленных 3086 решеток их число уменьшилось до 893. Реально же установили в два раза меньше — 442 штуки. Решетки оказались не совсем такими или, точнее, совсем не такими, как на иллюстрациях к проекту. Многие из них были выполнены неудачно и могут в будущем нанести вред растущим деревьям.

По одному из договоров, каждая из 110 установленных подрядчиком решеток обошлась в 13618 грн. Между тем в проекте, за который голосовали одесситы, фигурировала совсем другая цена — 1360 грн за штуку.

 

Так обещали сделать

 

Так получилось в итоге

На Ришельевской вообще никаких решеток не установили, ограничившись покрытием из приклеенных камней. Но и это «благоустройство» продержалось недолго — через несколько дней начался ремонт тротуаров, и все труды пошли прахом. Таким образом, на этой улице осталось 44 уцелевших «элемента декора», которые уже не белого, а грязно-серого цвета. К слову, потрачено на них было 1,5 млн грн, то есть 33 с лишним тысячи гривен за каждую лунку.

 

А так на Ришельевской. Это стоит 33 тысячи гривен?

 

 

БУДУЩЕЕ

В ближайшем будущем нас ждут новые странные траты. В основном в рамках уже упоминавшегося «Общественного бюджета». Там осталось еще немало безумных проектов, которые прошли отбор, были проголосованы и находятся сейчас в стадии реализации. Так, мы потратим 4 млн грн на создание «историко-туристического гида дополненной реальности», 5 млн грн на особую форму для детей-инвалидов (чтобы еще сильнее выделялись), 1,5 млн грн на голографическую инсталляцию в виде скульптора Льва Влодека и столько же на световые муралы, 500 тысяч грн на никому не нужные заборчики, которые отделят зеленую зону от пешеходной дорожки на улице Рихтера, и так далее, и тому подобное. Большой распил продолжается!

Авторы — Николай Мазур и Николай Ларин

 

P.S. Нам подсказывают, что мы забыли о «выпрямлении» проспекта Шевченко. И в самом деле, этот эпичный проект надо упомянуть. Обязательно это сделаем в ближайшее время.

 

Вгору